Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна.Развитие науки о концепциях и стратегиях 1992-2004. При грамотном подходе Стратегия это: 1 – научный труд, 2- инструмент достижения целей,«входной билет» для новых связей, 3.- бизнес

    • Я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна в возрасте 58 лет в 2018 году. Бывшая Чистякова Наталья Борисовна с 14.04.1991 до 10.06.2014 года. Родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске Краснокамского района Башкирской АССР
    • Вход в концепцию, в редакции Центра стратегии регионального развития Тюменской области, предполагалось осуществлять через «приоритеты человека»,трансформируемые в приоритеты социальных групп, приоритеты предприятий, приоритеты неправительственных организаций
    • Владимир Ильич Ульянов и Наталья Борисовна Чистякова. Центр стратегии регионального развития Тюменской области. О содержании концепции и программы развития Тюменской области 1994 год. Чистякова - фамилия в расторгнутом браке. С 10.06.2014 года я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (22.02.1960) бывшая Чистякова Наталья Борисовна
    • Мое Удостоверение заместителя генерального директора Центра Стратегии регионального развития Тюменской области 1994 год на фамилию Чистякова,которую я носила во 2-м браке и после расторжения брака до 10.06.2014 года (10 июня 2014 года. В настоящее время я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна
    • С 10 июня 2014 года я Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна бывшая Чистякова Наталья Борисовна. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске Краснокамского района Башкирской АССР. Свидетельство о перемене имени
    • «О содержании концепции и программы развития Тюменской области» Наталья Чистякова - в настоящее время Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна (22.02.1960) и Владимир Ульянов
    • Центр стратегии. Задачи. Компетенция. Учрежден Администрацией Тюменской области Связан соглашением с Тюменской областной Думой. Выходные данные издания справа
    • В.Ульянов мой соавтор по Концепции 1994 года защитил кандидатскую диссертацию в 1999 году. Надпись 30.XI. 1999 мне на автореферате его диссертации: Наталье Борисовне Чистяковой от автора с благодарностью за участие в развитии идеи работы. Защита диссертации 17 декабря 1999 года. Начало рассылки автореферата 17 ноября 1999 года


©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960).Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991).Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014)
Написано в 2004 году

Размещено на сайте 22 октября 2021 года

За 14 лет, после того как мы вместо пятилетних планов стали писать концепции, программы и стратегии, «наука» о написании этих концепций достаточно быстро развивалась и если в начале 90-х в Концепция традиционно начиналась с того, что площадь Тюменской области равна столько то квадратных километров, на территории области поместятся Франция, Италия и т.п. …. вместе взятые и, кроме того, в области есть нефть, газ и лес (вся эта информация занимала половину объема концепции и преподносилась как открытие), то позже в концепциях появлялись все новые главы и разделы: политика, экономика (финансы, налоги), тенденции, сценарии и взгляд на область, как на объект управления.

Однако в Тюменской области после 2000-х эта «наука» в своем развитии стала отставать от федеральных новаций, и в последние годы отмечался даже некоторый откат назад в части качества подготавливаемых документов. Дизайн - обработка текстов в этих случаях существенной роли не сыграла. Последнюю концепцию сначала возносили во всех СМИ и почти год обсуждали, но после критики ученых, от неё отрекся сам «заказчик», поскольку по его словам в концепции не было сказано главного, и не был рассмотрен главный сценарий: об объединении области.

В аналитическом материале 1994 года «О содержании концепции и программы развития Тюменской области», соавтором которой являюсь я, под моим именем во втором браке, как Чистякова Наталья Борисовна, вместе с В.И.Ульяновым, есть Главы «Федеративные отношения», глава «Взаимоотношения с округами», глава «Межрегиональные связи» (после этого проявило себя в 1995 году «Сибирское соглашение»), глава «Внешние связи», глава «Связи с общественностью» (в 1997 году с 15 сентября 1997 года я возглавила Управление по связям с общественностью), глава «Система управления», глава «Административно территориальное устройство». В.Ульянов в 1999 году на основе моей с ним аналитической работы 1994 года «О содержании концепции и программы развития Тюменской области» защитил кандидатскую диссертацию «Сложнопостроенные субъекты Российской Федерации в системе федеративных отношений». Я защитила кандидатскую диссертацию 26 мая 1988 года на дату работы над Концепцией и Программой Тюменской области я уже была кандидатом наук. Моя диссертация «Совершенствование методов выработки остаточных извлекаемых запасов нефти в условиях интерференции скважин»

Из того, что в России создавалось в последние годы, наиболее сильным документом стратегического характера я бы назвала «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации».

Я дала такую оценку потому, что эти основные направления построены по алгоритму, похожему на тот, который я закладывала сама при работе над аналитическим материалом «О содержании концепции и программы развития Тюменской области»..

Я предлагала подходить к работе над Концепцией, Стратегиями и Программами с точки зрения Анализа рынка. В этом был мой опыт работы Начальником информационно-аналитического отдела и отдела анализа товарных рынков Тюменского территориального антимонопольного управления до того, как я перешла на должность Советника по экономике Председателя Тюменского областного Совета народных депутатов. Я много внимания уделяла законодательству – в этом был мой опыт работы в законодательном органе. Я предлагала начинать Анализ каждого сектора рынка с того: какие потребности населения удовлетворяются в процессе функционирования этого сектора рынка и какова текущая ситуация с удовлетворением потребностей граждан. Я «входила» от потребностей населения. К обязательным главам я относила инструменты достижения целей: Кадровую политику. Действующее законодательство, Государственные договора и Соглашения, Программы и проекты, которые уже есть. Прогноз развития ситуации на рынке. Основные выводы из предшествующего опыта функционирования рынка. Актуальные задачи регулирования: перечень актуальных задач, пути и последовательность решения, район реализации. Оценка текущего потенциала органов власти по решению актуальных задач. Перечень субъектов, рекомендуемых для привлечения к участию в решении актуальных задач. Действия органов власти, которые необходимо предпринять (обобщающая глава).

Я была заместителем генерального директора ОАО «Тюменская горэлектроесть" в 2001-2002 годах, поэтому для примера выбрала «Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации», которые внимательно изучала.

Это, по своей сути, стратегия, её подготовка, конечно, щедро оплачена РАО «ЕЭС России» и в работе участвовали специалисты, хорошо сведущие в том, какими методами и инструментами надо добиваться обозначенных целей. Из пяти глав , одна глава специально посвящена нормативно-правовому обеспечению этой стратегии реформирования РАО «ЕЭС России». Очевидно, что сегодня, в конечном счете, все делается через законы: и деньги, и полномочия, и собственность. Однако современная проблема, особенно в регионах, состоит в том, что законы создаются в отрыве от стратегии, а участвующие в их разработке специалисты среднего звена, даже не знают, в большинстве своем, что сначала должна появиться концепция закона, где выражается сбалансированный интерес различных групп, а уже затем на эту концепцию (этот остов, этот стержень) «накручивается» текст с хорошей правовой стилистикой. Недавно губернатор сделал заявление о том, что в ближайшее время надо разработать 43 областных закона. Получается, опять законы возникнут до стратегии, тогда как они должны «произрастать» в своей сути как раз из «основных направлений развития», из стратегий, концепций и программ, как это сделано в документе РАО «ЕЭС России» (если, конечно, они не развивают частные детали соответствующих федеральных законов)

Стратегия реформирования электроэнергетики прогрессивна и в том смысле, что она оперирует понятием рынков при обсуждении будущего, в том числе оптового и розничного, а не отраслей , как это делают чаще всего региональные экономисты , законсервировавшиеся в своем знании на уровне пятилетних планов (отрасль в этой стратегии как раз исчезает по результатам её реформирования) . В этой же стратегии есть блок по созданию новых компаний (новых институтов), необходимых для решения поставленных задач: Федеральная сетевая компания (ФСК), Единая система диспетчерского управления, Администратор торговой системы (АТС), создание генерирующих компаний при одновременном реформировании существующих АО-энергетики.

Региональные стратегии необходимо создавать и развивать точно таким же образом. «На выходе» стратегических (концептуальных) исследований, наряду с законами (перечнем необходимых законов и содержательных поправок к ним), должны появляться рекомендации по созданию новых субъектов рынка и реорганизации старых (акционированию, слиянию, разделению, ликвидации и т.п.). по демонополизации и ликвидации лишнего гос. сектора , прежде всего ГУПов. В этой части Стратегия (Концепция, Программа) перерастает в бизнес.

Т.е. в рамках работы над стратегией создаются обоснования под новый бизнес и «выносится приговор» некоторым старым бизнесам, или иначе открывается будущее одним коммерческим интересам и закрываются перспективы для интересов других коммерческих групп (в рамках бюджетов компаний такие работы оцениваются до 10 % их общей величины).

По своему содержанию это передел долей на рынке в пользу тех или иных компаний. И здесь появляется большая «цена вопроса». По крайней мере, так получилось в стратегии РАО.

Как мне представилось, в ХМАО программа размещения производительных сил округа развивалась где-то в этом же ключе (опосредованные впечатления).

Главу по защите прав инвесторов, кредиторов и акционеров в стратегии реформирования электроэнергетики также надо отнести к тем прогрессивным началам в «теории» написания стратегий и концепций, на которые следует ориентироваться и в работе на региональном уровне.

Таким образом, при грамотном подходе к стратегиям ( концепциям , основным направлениям и пр.) эта работа, с моей точки зрения, должна пониматься триедино:

1.Как научный труд

2.Как инструмент достижения некоторых желаемых целей («входной билет» для новых связей и коммуникаций и т.п. )

3.Как бизнес ( бизнес даже, наверное , № 1)

Возвращаясь к региональному уровню должна заметить, что здесь сейчас (на Юге области) отставание в понимании того, как должны быть написаны стратегии, можно оценить на уровне 6-10 лет. С точки зрения внедрения современных знаний по управлению регион стал отставать.

Начиная с 1992 года, по Тюменской области было написано много концепций. До 1997 года, когда я работала в ЗАО «Центр стратегии регионального развития Тюменской области» мы отслеживали эти работы и даже вели некоторую базу данных, т.е хранили «кирпичи» трудов этих мудрецов . Позже этим никто не занимался.

В 1994 году в нашей работе встал вопрос: почему концепций уже много, а надлежащего результата нет. Пришли к выводу о том, что ученые не понимают: что или чего от них хотят чиновники, а чиновники не могут сделать «тех.задание» на разработку концепции или стратегии.

Ученые не умеют смотреть на мир через «призму бюджета», и осуждают такую «узость мышления во взгляде на экономику». Чиновники, напротив, не могут подняться выше фискальных интересов бюджета.

С точки зрения ученых, чиновники намного отстают от них в уровне познания экономики и по этой причине они не «горят» желанием работать с ними в одной компании.

Чиновников же уверены в том, что ученые вообще «не от мира сего» и по определению не способны выдать адекватный их потребностям результат. При этом и те, и другие, как правило, не создавали свой бизнес и не работали в бизнесе, т.е. обе стороны в принципе не адекватны современной экономике и не имеют «морального права» определять её перспективы в одиночестве.

В результате случилось так, что все «стратегические изыскания» в Тюменской области «прошли» мимо таких важнейших тем, как проблема изношенности основных фондов в ТЭК; проблема воспроизводства минерально-сырьевой базы, цены запасов и темпов продажи запасов; проблем развития трубопроводных систем, контроля за соблюдением лицензионных соглашений, развития Тюменской области в контексте глобальных нефтегазовых стратегий 21, внедрения мирового и межрегионального опыта на территории и т.д. , и т.п.

Некоторые из вышеназванных вопросов и проблемы Тюменской области, ядром экономики которой является ТЭК, были сформулированы аналитическими группами нефтяных компаний. И даже если «мозги» этих компаний лоббировали при этом исключительно корпоративный интерес, они, по крайнем мере, четко показали, о чем сегодня должны рассуждать грамотные специалисты в области экономики.

Замечу, успех стратегии реформирования энергетики, произрастающей из теории в практику и в область внедрения (четко по запланированным срокам и этапам), обусловлен тем, что её руководством занимался А.Чубайс, имеющий опыт работы во власти, опыт работы чиновником и опыт руководства крупной бизнес-компанией. Только такой и подобный ему «симбиоз» опыта может сегодня позволить выдать совершенную Стратегию развития Тюменской области.

Учитывая вывод о принципиальной важности разработки «технического задания» на создание Концепции развития Тюменской области в 1994 году я, как заместитель генерального директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области, вместе с директором Центра, делала аналитический материал «О содержании концепции и программы развития Тюменской области», в котором обосновывался перечень глав Концепции, состав исполнителей по главам, а также то, что должно получиться «на выходе»: в каждой главе и в целом в концепции.

Прогрессивным в этой работе стало то, что уже в 1994 году предлагалось изучать мировой и межрегиональный опыт, а также мыслить категориями рынков, а не отраслей, выстраивая концепцию на основе анализа различных секторов рынка. «На выходе» выдавать рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы и новым законам. Оценивать в ходе работы «властный» потенциал органов власти по решению актуальных задач и выдавать рекомендации по дополнению полномочий субъектов Федерации или по «лишним» полномочиям. Анализировать кадровый потенциал для решения стратегических задач. Рекомендовать перечень приоритетных программ и проектов.

«Вход» в концепцию, в редакции Центра стратегии регионального развития Тюменской области, предполагалось осуществлять через «приоритеты человека», трансформируемые в приоритеты социальных групп, приоритеты предприятий, приоритеты неправительственных организаций (профсоюзы и т.п.).

Вопросу «трансформации приоритетов» по замыслу должна была посвящаться специальная глава.

Этот феномен осреднения (трансформации) мнения индивидуума в ходе социологических исследований, а также «эгоизма» социальных групп, известен. При экспертных опросах руководителей предприятий также происходит «осреднение» их индивидуального мнения.

То, как мы тогда, 10 лет назад, примерно видели трансформацию приоритетов ясно из диаграммы, которую я привожу в конце этого экскурса в истории концепций. … Тогда 10 лет назад мы отождествляли региональные приоритеты с приоритетами органов власти Тюменской области. Сейчас я воспринимаю это иначе. Думаю надо вводить четвертую группу «Приоритеты власти», т.к. власть, по-своему, преломляет интересы населении и по-своему обогащает или, точнее, подменяет эти интересы приоритетами своего собственного социума чиновников. В приоритетах власти, в принципе, и имеют истоки такие доминанты как «Укрупнение регионов».

В целом, Концепцию предлагалось строить на объемных социологических и маркетинговых исследованиях.

По большому счету работу над Концепциями ( стратегиями . программами развития регионов , размещения производительных сил и т.п.) сегодня стоит больше относить к бизнесу , чем к науке, поскольку в ходе исследований, сопровождающих работу над Концепцией, появляются материалы, имеющие коммерческую значимость, в т.ч. данные социологических исследований, подобных по своему содержанию маркетинговым исследованиям, т.к они построены на изучении мнения и предпочтений населения , предприятий и т.п. Если на эти материалы в ходе работы над концепцией (стратегией и т.п.) не зафиксировать авторство ( и более того не продать их), то по опыту они практически мгновенно идут в работу у коммерческих структур и околовластных лоббистов. Так было при моей работе над Концепцией развития города Тюмени, когда сразу после её обнародования, были закрыты соответствующие ниши на рынке (по отсутствующим услугам и товарам).

Тюменский государственный университет и прочие учебные и научные организации начали лоббировать программу «Чистая вода»…., обоснованную мною как приоритет в Концепции и Программе развития города Тюмени, в целях получения бюджетных заказов и бюджетного финансирования.

Как только в ходе работы над Концепцией города Тюмени были сформулированы приоритеты, то сразу появились те, кто под это готовое обоснование и бесплатно доставшиеся им идеи стал пытаться приобщаться к бюджету.

Учитывая опыт и ошибки с нерациональным использованием данных социологических и маркетинговых исследований, сделанных во время работы над Концепциями, надо:

а) пробовать вести одновременную работу с компаниями, делегирующими функции по маркетингу внешнему заказчику (в частности,структуре, работающей над Концепцией),

б) публиковать «порциями» данные исследований, раскручивая с помощью эксклюзивных данных исследования рынка определенное экономическое издание. Финансирование этого издания надо закладывать в работу над Концепцией ( Стратегией) под обоснование с одной стороны освещения в СМИ работы над Стратегией

Концепции, которые разрабатывались до 1994 года, рассматривали более узкий спектр вопросов, чем то, что предлагалось в концепции 1994 года Центра стратегии регионального развития.

«Центр стратегии регионального развития Тюменской области. О СОДЕРЖАНИИ КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Аналитический материал. 1994 год»

Данные приведены на с тр. 36-42 в аналитическом материале 1994 года «О содержании Концепции и программы развития Тюменской области», авторы Ульянов Владимир Ильич – директор Центра стратегии регионального развития Тюменской области ( 44 года на дату написания Концепиив 1994 году, дата рождения 12.08.1950), Чистякова Наталья Борисовна заместитель директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области (34 года на дату написания Концепциив 1994 году, дата рождения 22 февраля 1960 года).

Первая Концепция: Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики , 1990 год.

Разработчики: Облисполком, Эксперт: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения академии наук СССР (Крюков В.А.).

Из позитивного: область рассматривается как объект управления. Ведется речь о функциях, о собственности, основах финансово кредитной системы, задачах переходного периода (первые ответы на вопрос «Что делать?»)

Вторая Концепция: Разработка экономической стратегии развития Тюменской области в переходный к рынку период,1992 год.

Разработчик Российская академия наук, Сибирское отделение, институт экономики и организации промышленного производства ( Крюков В.А., Пляскина Н.Н., СевастьяноваА.Е.) и Экономический совет Тюменской области (Лукиянова, была приглашена замом к Ю.Неелову, где-то пропала в глубинах Ямала)

Из позитивного: Дана оценка не только состояния ведущих отраслей, но и тенденции развития. Есть специальный раздел система управления реализацией программы. Есть раздел посвященный сценариям развития и альтернативам. От этой концепции пошло лоббирование закона «О недрах» и было введено платное недропользование.

Третья Концепция: Программы социально-экономического развития Тюменской области и предприятий нефтегазового комплекса, 1993 год.

Разработчик: Всероссийский научно-исследовательский институт комплексных топливно –энергетических проблем (ВНИИКТЭП) (Праведников Н,К. Мухарский Э.Д.).

Эта концепция была у меня на экспертизе. В ней был реализован устаревший подход, подобный тому, который.Подход отраслевой Новые веяния создания концепций и стратегий не отражены.

Четвертая Концепция: «Программы развития Тюменской области», 1993 год.

Разработчик ОБИКОН. (Вилков Н.О., Черкашев Е.М., тюменские ученые. Черкашев Е.М. ныне ректор)

Из позитивного: раздел Основные функции и институты программы

Пятая концепция: Социально-экономического развития г.Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа» 1993-1994 год . Разработчик : Научно-консультационный центр «Инкоцентр».

Из позитивного и интересного: Блок о малых народах, тенденции развития городов, концепция «функциональной столицы». Концепция «двух столиц округа». Два главных блока посвященных нефтяной отрасли и газовой отрасли ( ценообразование, ликвидация неплатежей, налогообложение и т.п.) , пути диверсификации хозяйства, выгоды геополитического положения округа.

Шестая концепция: Государственно-правовая и социально-экономическая доктрина развития Тюменской области», Куцев Г.Ф. (ректор Тюменского гос.университета) , Березин Л.С. , Вилков Н.О., Осипов В.А. , Чеботарев Г.Н.

Из интересного: был применен опрос населения, но видимо была проблема с анкетой, т.к. результаты опроса не вызывают интереса, номинально присутствует блок о геополитических аспектах.

В концепции очень много политики и мало экономики.

Седьмая концепция: «Проблемы целостности Тюменской области» Разработчик:Институт экологии человека г.Москва. Алексеев А.И, .Титков А.С.

Из интересного: Отдельная глава посвящена взаимоотношениям Юга и Севера (контексте что дает Север Югу и что дает Юг Северу), ответы ещё тогда воспринимались как примитивные. Третья глава из трех посвящена национальному вопросу.

По теме:

"Тюменская область: Стратегия или Момент истины…27 октября 2004 года на NewsProm.ru моя статья Ярославовой-Оболенской Натальи Борисовны под моим именем в 2004 году Чистякова Наталья Борисовна"

В 2004 году я знакомила с этим материалом А.Скока ,кафедра социологии МГУ.

"Моя Ярославовой-Оболенской Натальи Борисовны, экс Чистяковой, работа с Академией АСТМСУ 2003-2005 гг.. А.Скок и белорусская преамбула. Госинкор. Особняк Ярославовой. Инвестиции, ВИНКИ..10-летие ТПП в Ханты-Мансийске и Е.М. Примаков"

Наталья Борисовна Ярославова-Оболенская

10 сентября 2021 года в 07:07

Дело Милна упоминает С.Собянин в 1997 году в его статье, опубликованной в том же самом сборнике по "Современному федерализму" (Совет Европы, Совет Федерации..), в котором переопубликована и моя статья "Тюменская область в контексте глобальных нефтегазовых стратегий XXI века" (ТИ 22.07.1997) в статусе Начальника управления по связям с общественностью администрации Тюменской области. ссылка. Моя статья в Сборнике под № 27 на странице 163. Статья С.Собянина с упоминанием Милна - под № 35 на странице 193. Статья С.Собянина - текст без цифр, как и писали в 90-х. И это было правильно потому, что создатель отличил Человека от животных тем, что дал им речь, алфавит, слова, языки, умение писать связные тексты. Статья С.Собянина условно из трех блоков. С.Собянин рассказывает "Как там в США", об опыте США, который построен на приоритете человека. В третьем блоке С.Собянин выглядит как сторонник выхода округов из состава Тюменской области. Я была против и этого не произошло. Во втором блоке статьи С.Собянин проводит мысль о том, что в России все иначе, чем в США - приоритета человека нет. Это не соответствовало действительности потому, что уже в 1994 году Центром стратегии регионального развития Тюменской области, где я была заместителем генерального директора, был издан материал по Концепции и Программе развития Тюменской области, где многократно был подчеркнут приоритет человека и в тексте, и на схеме. Я была назначена и.о. генерального директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области (ЦСРР ТО) 1 марта 1994 года...В развитие областной Концепции 1994 года, автором которой я являюсь, написанной мною под моей бывшей фамилией Чистякова Наталья Борисовна (д.р. 22 февраля 1960 года), мною, как заместителем генерального директора Центра стратегии регионального развития Тюменской области, была написана официально Концепция и Программа развития города Тюмени, в рамках работы над которой я проводила много социологических исследований и обращала внимание на приоритет человека, на желание тюменцев, видеть Тюмень городом тишины, городом со своим лицом, городом комфортным для проживания. На днях я делала комментарий про город Орвиета в Италии, уменьшенной копией католического собора которого в плане является вокзал в Петродворце архитектора Бенуа, построенный на деньги барона Штиглица. Покровитель Орвиеты Иосиф Обручник, его день 19 марта -19.3. Орвиета член движения "Медленный город", основанного в Италии в октябре 1999 года. 272 города-члена. Цель - улучшение качества жизни в городах за счёт замедления ритма жизни, противостояние однообразию и усреднению. То, что хотели тюменцы в 1995 году: тишина , территории социального перемешивания - это то, что ближе к возникшему через 5 лет после моей Концепции движению "Медленный город"...

Это о том, что когда С.Собянин или его спичрайтер писали статью 1997 года, они не были осведомлены о том, что, как раз, в Тюменской области и в Тюмени развивается тема Приоритета Человека. Отсутствием Приоритета человека в России, в отличие от США, С.Собянин в 1997 году обосновывал возможный выход округов из состава Тюменской области, утверждая, что от этого Россия не развалится. Не согласна. Округа на границе России, это приграничные районы. У округов национальные названия. После выхода из состава Тюменской области округа могли "разыгрывать карту" о праве на самоопределение. А их всего 3-4 % национальных кадров было тогда. Основыне изыскания по тюменским месторождениям делали на русские. Ссылка на самоопределение - это, то что в 2014 году реализовали в Крыму, по лекалу местного референдума, который я проводила в Тюмени, в МО Луговом. ...Казахстан с огромным месторождением Тенгиз оказался за пределами границ царской России ... И вот так весь советский народ, который коллективно вкладывался в открытие, обустройство и разработку Тенгизского месторождения, это месторождение потерял после Беловежской охоты...Точно также могла произойти утрата для России самого ценного нефтегазового ресурса на территории национальных округов Тюменской области в случае их отделения. ...

)%

Все материалы раздела «Финансы, банки, рубль, власть»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС