Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Как будто Господь не умеет считать!». Библиотеки - сады, библиотеки - театры, библиотечные курорты, библиотерапия и «коммерциализация библиотек»

    • Морской Конек - Поздравление с 2014 годом от Библиотеки им. Шевченка /1/
    • Подвесной потолок из книг в музее современного искусства в Стамбуле (Константинополь) /3/
    • Книжный магазин сад. «Идеальные книжные магазины» /2/
    • Из статьи «Нам бы такой книжный». «Идеальные книжные магазины»/2/
    • Театр, переоборудованный в книжный магазин «El Ateneo Grand Splendid» (Аргентина). /2/
    • Театр, переоборудованный в книжный магазин /2/
    • Библиотечный курорт. Таиланд. /3/
    • Библиотека около бассейна. Библиотерапия. /3/
    • Картина на здании детской библиотеки в Александрии (Украина). /3/
    • Книжная полка на здании в Эребру (Швеция). /3/
    • Мебель для библиофилов /3/
    • Библиотека в частном доме в Лос-Анджелесе задумывалась так, чтобы из нее открывался чудесный вид на 300-летний платан /1/
    • «Эд и Рут Морроу заказали оформление библиотеки в своем калифорнийском доме дизайнеру Салли Сёркин Льюис» /1/
    • Библиотека «в Билтмор-Хаусе – самом большом частном доме в США, с 250 комнатами принадлежит семейству Вандербильтов /1/
    • Памятник сановным чиновникам - читателям

©Наталья Ярославова-Чистякова

«Самые жадные ростовщики воздвигают
самые красивые и роскошные часовни в надежде
умилостивить Бога десятью тысячами дукатов,
истраченных на постройку этих зданий, и расплатиться
с ним за те сто тысяч, которые они награбили.
Как будто Господь не умеет считать!» -
Маргарита Наваррская, королева Наварры

16 января 2014 года

Свой Новый год Культуры и Науки я начала с Библиотек и Книжного Мира. Точнее - морского конька, поскольку наступивший год - год Лошади. И оттого своим собеседникам в новогодние дни я рассказывала о том, что бывает ещё и Морской конек. В детстве мне очень нравился разворот энциклопедии о подводном мире, где центральной и любимой фигурой для меня был вот этот не просто конек, а Конек Морской. И иллюстрацией такого Конька, конкретно Морского, «бороздящего» просторы мирового океана, поздравила своих читателей Библиотека им. Шевченка, выделенная мною ещё в предновогодние дни, как одна из ведущих за собой в современном мире книг («Пожелание Библиотечного счастья в 2014 году. Лучшие страницы библиотек в Facebook»).

При этом, наступивший год - это год юбилея Тараса Шевченко, посвящением которому и является вот эта выделяющаяся на общем фоне украинская библиотека, со всей очевидностью, отличающаяся от других её информационной политикой.

Совместное празднование 200 -летия со дня рождении Т.Шевченко в 2014 году наметили Россия и Украина (Россия и Украина совместно отпразднуют 200-летие со дня рождения Т.Г.Шевченко).

Анонс этого юбилея был сделан на заседании российско - украинской комиссии президентами Украины и России, вместе с презентацией двух других юбилеев в Севастополе и Корсуни - Херсоне Таврическом, с «политическими участниками»: московским Большим театром, петербургским Мариинским театром и тюменскими местными художниками.

«…В числе культурно-художественных мероприятий запланированы концерты с участием солистов балета Государственного академического Большого театра России и Государственного академического Мариинского театра… Будет организована совместная художественно-историческая выставка, посвященная жизни и творчеству Т.Г.Шевченко и другие тематические выставки. Например, в Тюмени пройдет выставка работ местных художников, посвященная 200-летию Т.Г.Шевченко … Также запланировано открытие памятника Т.Г.Шевченко (после реставрации) в Москве на набережной Москвы-реки рядом с гостиницей «Украина» и открытие памятника Т.Г.Шевченко и создание музея Т.Г.Шевченко в Астрахани. И целый ряд других совместных мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате…».

Гостиница «Украина» сейчас уже - Гостиница «Рэдиссон Ройал, Москва».

Не гремят, замечу, и фамилии современных местных тюменских художников, в Тюмени. Есть продвигаемый московским мэром художник его малой ханты-мансийской родины Г.Райшев, но, скорее, это уже часть персональной международной политики московского градоначальника («Скудная» повестка дня» Русского географического общества в Петербурге. О чем бы писала М.Гессен кроме «психологических портретов»?).

Библиотекам Шевченка в наступившем году, судя по составу участников торжества, придется проявить большие дипломатические и политические таланты.

Новые таланты, надо признать, понадобятся всем библиотекам бывших стран СССР. Потому что грядет «коммерциализация».

И коммерциализация библиотек готовится по тому же сценарию, по которому «коммерциализировали» образование и медицину, ныне - театры («Председатель Союза театральных деятелей А.Калягин обеспокоен судьбой Тюменских театров»).

А «оптический прицел» теперь направлен уже - на библиотеки и Книжный мир.

Причем идеологи здесь американские. И у меня давно есть вопрос на тот счет: насколько эффективен их мониторинг за практическим воплощением идей реформирования государственной собственности в сфере культуры и образования, в странах бывшего СССР («G 20 и письмо Консулу по вопросам культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге о приоритете в дипломатии «династии дуба Вашингтона»)

Вместе с этим, меня интересует не столько «оперативная политика» вокруг библиотек, сколько то, чем живет сегодня современный библиотечный глобальный мир. А живет он новостями о музеях книг; о новом дизайне и архитектуре книжных магазинов и библиотек, включая библиотеки-сады; о том, что театры, переделываются в мире - в библиотеки, а не в рестораны; о «библиотечных курортах» - библиотеках на отдыхе, рядом с бассейнами и роскошными береговыми линиями; о библиотеках знаменитостей; о книжном стрит-арт; о мебели для библиофилов; о библиотерапии и «Счастье Книжников», открытом далеко не сегодня, что было и остается «красной нитью» и моего «Проекта Счастья», где я защищала позицию о том, что «активизация мыслительной деятельности» является важным «вкладом в счастье» и оппонировала тем, кто считает достаточным лишь только «открыть канал». Рецепт этого «счастья от радомыслия» - древний. А крупнейшими частными библиотеками обладали Ярослав Мудрый и его сын Святослав Ярославич, известный «Изборником Святослава».

И об этих, перечисленных выше, новостях «Книжного Счастья» я узнавала на Интернет странице все той же библиотеки им. Шевченка, а также очень импонирующей мне пензенской библиотеки им. Лермонтова и Ярославской библиотеки им. Некрасова.

Если говорить о библиотеках стран бывшего СССР, то, как сказано выше, этот мир живет грядущей «Коммерциализацией библиотек».

В Литве с 1-го января 2014 года вступили в силу поправки к Закону о библиотеках, которыми расширена деятельность библиотек. Они будут оказывать платные услуги.

«Принятые изменения закона утверждают, что библиотеки будут обязаны предоставлять такие современные услуги, как оцифровка культурного наследия, предоставление общественного доступа к интернету, стимулирование чтения, развитие информационной грамотности жителей … «Таким образом, у библиотек, как у учреждения, предоставляющего услуги неформального образования, появится возможность претендовать на финансируемые программы», - говорит министр культуры Шарунас Бирутис».

Литва, в столице которой - Вильнюсе должно было подписываться соглашение о вступлении Украины в ЕС, сама является членом Европейского союза. И, возможно, задуманное будет реализовано так, как оно задумано, без «коррупционной коррекции».

Но в России очень свежи воспоминания о коммерциализации в социальной сфере, начинавшейся, с так называемых, «платных медицинских услуг и услуг образовательных» («Как Заслуженному учителю получить помощь от «гибридной» платно-бесплатной тюменской медицины?»).

И я сама была в «эпицентре» этих событий, когда начиналось обогащение на собственности, созданной эксплуатацией граждан СССР («Москва, как «прицепной вагон» «паровоза» Тюменской городской Думы и ЦСРР ТО. Тренды экономики и политики»).

Поэтому мне понятна тревога Ярославской библиотеки им. Некрасова, которая звучит в их предновогоднем обращении к президенту В.Путину.

Ярославская Петиция об отмене решения о ликвидации книжной палаты начинается так:

«В связи с предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 09.12.2013 № 894 ликвидацией Российской книжной палаты и передачей её функций и имущества Информационному телеграфному агентству России (ИТАР-ТАСС) коллектив Государственного автономного учреждения культуры «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» выражает озабоченность разрушением системы, которая на протяжении почти 100 лет снабжала библиотеки (и не только их) библиографической информацией об изданных на территории страны документах, распределяла обязательный экземпляр, обеспечивала архивное хранение изданий, вела статистику и учет печатной продукции…» (Отменить решение о ликвидации Российской книжной палаты).

За отмену решения проголосовало около 40 тысяч человек. Нужно ещё столько же подписей. Я проголосовала. Проголосовала по той причине, что возражаю против принятия решений, которые не понятны населению России, как-то - РАН или Книжная палата. И лица, лоббирующие такие поспешные решения, не вызывают у меня доверия (Реформа РАН и реформа науки Френсиса Бэкона - автора плана по созданию США. Розенкрейцеры и Братство Ученых).

И самое главное, занимаясь историей своей фамилии и историей Ярославля, я не единожды встречала упоминание о Ярославской библиотеке им. Некрасова. Это библиотека с особыми традициями. И её мнение в книжном мире - авторитетно.

Ярославлю в последние годы приходится постоянно быть в борьбе. («Летописные колокола и колокол к 1000-летию Ярославля, так и «не поднявшийся с земли». Запрет ЮНЕСКО или светские имена колокольных надписей?»).

А пока на территории России идет «Битва за Ярославль», источником новостей для книжного мира становится библиотечное сотрудничество Украины и Польши («В поездах Киев-Варшава-Киев открылись библиотеки»).

«26 декабря в поездах Юго-Западной железной дороги на направлении Киев-Варшава-Киев стартовал необычный культурный проект Книжные путешествия.

Инициатива Польского Института в Киеве позволит пассажирам в течение месяца читать в дороге произведения украинских писателей … лауреатов престижной Литературной премии имени Джозефа Конрада - Коженевского, которую один раз в два года вручает Польский Институт в Киеве.

«Кто из нас не любит путешествовать поездом с книгой или газетой в руках? Читать и расширять горизонты воображения - лучшее занятие в долгой дороге, - говорит директор Польского Института в Киеве, председатель жюри премии им.Джозефа Конрада-Коженевского-2013. - Именно поэтому мы решили порадовать пассажиров подборкой произведений лучших писателей».

Книги с произведениями будут размещены в каждом купе, читать их можно бесплатно. Также доступны работы польских авторов, переведенные на украинский язык и «польский» номер журнала Критика, посвященный новым социальным и художественным практикам в Польше.

Литературная премия имени Джозефа Конрада - Коженевского была основана в 2007 году Польским Институтом в Киеве в партнерстве с Национальным центром культуры в Варшаве с целью поддержки молодых украинских литераторов.

Каждые два года премия присуждается украинскому писателю в возрасте до 40 лет. По аналогии с Нобелевской - не за конкретное литературное произведение, а за последовательную реализацию творческого пути, инновационность формы, ломку стереотипов и универсальность послания…»

Польский институт в Киеве был участником Международной конференции «Общественная реформа музейного менеджмента и маркетинга», где также выступали с докладами или были наблюдателями:

  • Сьюзан Клиари, атташе по вопросам культуры посольства США;
  • Катерина Ющенко, глава наблюдательного совета МБФ «Украина 3000»;
  • Анатолий Заболотный, директор Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины»;
  • Директор Международного фонда «Возрождение» Евгений Быстрицкий;
  • Эксперт музейного дела из США Линда Норрис;
  • Директор Института культурной политики в Москве Михаил Гнедовский;
  • Директор Центра современной культуры Дешт-и-Арт в Караганде Лариса Плетникова;
  • Директор Тракайского исторического музея Виргилиус Павилюнас.

Статья репортаж об этой конференции называется «Метаморфозы украинского музея»

И во многих её абзацах слово «музей» можно заменить на слово «библиотека»:

«…Будущее украинских музеев - в разгосударствлении, креативности, интерактивности и умении самостоятельно заработать деньги… Сегодня в Украине музейная сфера переживает не лучшие времена - у большинства музеев, особенно у региональных, проблемы с финансированием, помещениями и с обновлением экспозиции. Есть и проблема с кадрами. Музеи теряют своих посетителей, а привлечь новых удается далеко не всем. Советская система функционирования и поддержки музеев в новых условиях не отвечает вызовам времени … Что касается молодого поколения, то часто музей для них - это неинтересный пережиток прошлого, рудимент, не делающий ничего, чтобы заинтересовать и увлечь…

Уже давно общественность говорит о том, что украинские музеи требуют модернизации, что они устарели и не успевают за временем, что их полная зависимость от государства приводит к их застою, а также о необходимости поиска новых схем существования, альтернативных ныне существующим.

Примеров успешного функционирования музеев без государственной поддержки в мире предостаточно. Приехавшая на конференцию эксперт музейного дела из США Линда Норрис приводит данные, что, например, в США всего лишь менее 10% музеев государственные на городском и федеральном уровне, а «более чем 90% американских музеев общественные негосударственные организации… Для того чтобы благотворительные взносы от посетителей были регулярными, музеям нужно быть привлекательными и интересными посетителям…».

«В Украине сегодня музеи, как чемодан без ручки - и закрыть нельзя, и финансировать трудно», - проводит параллели глава Ассоциации музеев и галерей Западного региона Зеновий Мазурик»…

«Ручку» к этому «чемодану», как я поняла, приделают.

На практике «разгосударствление собственности» в сфере культуры и образования происходит далеко на так, как это описано в «сказочных картинах» на конференции.

К этой теме я обращалась в мае - июне 2013 года в контексте Государственного музея-заповедника «Петродворец»:

«Петродворец и Юбиляры … «Увы! Волшебный сад изрублен, мертвы источники с живой водой и праздник человечества поруган свирепой чужеземною ордой!».

О посетителях и потребителях услуг не редко забывают, как только объявляется старт разгосударствления и приватизации.

Стоимость зданий кинотеатров, музеев, театров, библиотек - недооценена.

Поэтому весь коммерческий интерес бывает сконцентрирован на этих зданиях и земельных участках, выделявшихся ранее в центре городов, как - самым престижным объектам, а также на «финансовых потоках» из бюджета для реконструкции.

Печальный пример - тот же снесенный, уникальный по его истории, «Текутьевский» Тюменский драматический театр, который на освобожденном участке заменило далеко не уникальное бизнестроение («Реквием» Театру? О Сети ресторанов «Драматический Театр города N» и «БТР» на первой русской сцене», 4 мая 2011, Санкт-Петербург).

Ну а купцу первой гильдии А.И.Текутьеву поставили памятник «2 на 2 метра» около кладбища. Как ответ - «раздраженным гражданам» («Лебеди, «абсолютное спокойствие» банков и революция «раздраженных горожан». Кибертехнологии для сборки толпы и оккупации ресурсов»,).

Подобным образом, могут вместо бывших библиотек поставить памятники Лермонтову, Шевченко, Некрасову всем иным выдающимся фигурам, чьими именами сегодня названы библиотеки…

А вместо экспертов по музейному делу из США, перед этим, прибудут эксперты по библиотекам.

Гостям - экспертам не надо обращать взоры к уже существующим библиотекам и музеям.

Пусть они расскажут российским миллиардерам, также как и украинским, опыт строительства библиотек «с нуля», когда богатые граждане США, объединившие свои ресурсы, сами покупали земельные участки, сами заказывали проекты современных библиотек, которые строились под их патронатом и на их ресурсы, и комплектовались книгами, приобретенными по рыночным ценам.

Аналогично - с музеями.

Неужели у Рината Ахметова нет денег для этого ?

Неужели нет денег у российских миллиардеров ?

От имени народа России, против воли российских граждан, в 90-х годах уже сделаны «дары» в пользу тех, кого сегодня называют миллиардерами.

Сначала это были нефтяные месторождения России, о нерентабельности которых рассказывали гражданам СССР и Российской Федерации, о чем в 90 -м году я писала в статье «Нефть на Запад за рубли: абсурд или здравый смысл?».

Затем Россия слышала о нерентабельности золотых приисков…

В последние годы, под разговоры о нерентабельности, страна вообще «пошла вразнос»: РАН, музеи, театры… Библиотеки на очереди.

Причем активны вокруг этих «инициатив» российские граждане, проживающие в США и Великобритании.

Я не случайно начала эту статью с цитаты королевы Наваррской о самых жадных ростовщиках. Потому что речь идет именно о тех, кто однажды уже получил, ничего не вернув, и снова собирается в «поход за культурными ценностями».

И складывается впечатление, что Великобритания и США поощряют подобного рода «замыслы», когда русские, в данном случае - российские по гражданству, возвращаются из США под глобальными брендами, с целью поучаствовать в новом разгосударствлении собственности русского народа, а также воспользоваться тем, что в России плохо защищены авторские права.

Поэтому все громче встает вопрос об этике происходящего.

Более 60 лет прошло после окончания второй мировой войны. А тема перемещенных культурных ценностей до сих пор вызывает конфликты. Пример - прецедент А.Меркель, отказавшейся посетить выставку, где экспонировались не возвращенные в Германию культурные ценности.

Сегодняшняя Россия - это не Россия, оккупированная Германией в первые годы ВОВ, и не поверженная Германия 45-х годов, когда эшелонами вывозились раритеты.

Иностранным экспертам по культуре надо адаптировать свое знание к территориям, на которые они прибывают.

Иначе они воспринимаются или «как не от мира сего» или как «от Лукавого».

В России хорошо известна проблема малых зарплат библиотечных работников, также как врачей, учителей, ученых и т.д.

В России также хорошо известно, что после коммерциализации нагрузка врачей и учителей выросла много больше, чем их доходы. А профессионалы в этих сферах заменялись - непрофессионалами.

И эти проблемы не решаются не потому, что в российском бюджете нет денег.

А из-за проблемы ростовщиков вокруг бюджета.

Понятно желание российских библиотек иметь спонсоров и благотворителей.

И их новогоднее поздравление с пожеланием «библиотечного счастья», а также мечтой о спонсорах я тоже поддержала.

Но пусть эти спонсоры будут просто благотворителями, без каких-либо видов на собственность библиотек и прибыль от бизнеса в мире книг.

Они много получили от того, что создано не одним поколением русских родов.

Пусть вернут. А мы понаблюдаем.

Иначе как-то странно выглядит практика «сбора урожая» русских родов на территории России с их «передариванием» фондам, ничего чувствительно хорошего для России не сделавшим.

Это я о «дарителях», более похожих на тех самых «жадных ростовщиков», которым Королева Наварры адресовала иронию : «Как будто Господь не умеет считать!».

На Интернет страницах «библиотек - моих друзей» я выбрала иллюстрации мира книг, которые близки к моему пониманию «Книжного счастья». Потом из них сделала - Избранное. Потом из Избранного - ещё одно Избранное.

И так был составлен ряд, которым я иллюстрирую настоящую статью.

И получился мир людей, у которых есть время, для того, чтобы провести несколько часов в библиотеке. Т.е. не обремененных бытом, работой в вечерние часы, сверхэксплуатацией, многочасовыми тратами на дорогу от дома на работу и обратно. А в России этого нет. Т.е. круг таких людей узок.

Получилась также картина мира книг, защищенного и безопасного.

И это - мир людей, которым есть с кем поделиться вновь обретенными знаниями, т.е. мир тех, кто найдет своих собеседников и придет в библиотеки за новым знанием…

Представленный ряд можно продолжать, но суть в том, что спрос на услуги библиотек в России отличен от западного. И его до сих пор никто не изучал.

Также, как, до сих пор, не изучена хорошо ситуация в медицине и образовании, уже упоминавшихся выше. А вместо этого плохо начитанные ВИП-чиновники задают вопросы гражданам с просьбой рассказать: что им нужно реформировать в этих сферах и как улучшить качество услуг.

Чиновникам «антикнижникам», из тех, кто больше одной страницы прочитать не может, и кто не сидел в библиотеках, я противопоставляю, в иллюстрациях настоящей статьи, памятник просвещенным бюрократам времен монархий. Понимаю, что следствием этой иллюстрации может стать - появление памятников всем членам правительства с книжками. Или для начала - самым важным ВИП. Но и это «время рассудит».

Фотографии «Памятников читателю» представила библиотека им. Лермонтова.

Эта же библиотека им. Лермонтова из Пензы представляла не столь давно экспозицию «Книги вдохновляют художников».

Описание некоторых из них:

«Питер ван Стенвик (Стенвейк). Натюрморт «Vanitas». (1540г.). Прадо. Классический тип натюрморта «Vanitas». На небольшом полотне художник разместил предметы, символизирующие бренность земной жизни: череп, догоревшую свечу, колпачок для гашения свечей, пустой саквояж, как аллегорию последнего путешествия в мир иной, а также в сравнении показана тщета земных радостей: лютня, трубка, табак, кувшин, книги. Очень характерен луч света (последний?), пересекающий картину по диагонали слева направо, а также расположение предметов, как бы сдвинутых на край стола; стол кончается, а дальше - пустота.

Жан-Батист Симеон Шарден. «Натюрморт с атрибутами искусств», 1760-е, ГМИИ, Москва.В центре полотна - гипсовая голова Меркурия - античного божества, считающегося покровителем искусств. Рядом - инструменты для черчения и рисования, гравюры, свернутые в рулон; войти в мир науки и искусства позволяют книги в кожаных переплетах, открывающие для человека путь к совершенству. Удивительна почти монохромная гармония полотна. Оливковые, серые, голубоватые оттенки прекрасно сочетаются друг с другом, лишь яркие корешки книг спорят с желтовато-белым гипсом и светлыми листами гравюр.

Винсент Ван Гог (1853-1890). Натюрморт с Библией. 1885. Музей Ван Гога, Амстердам. Библия на полотне как бы противопоставлена нашумевшей книги Эимля Золя «Радости жизни».

Джузеппе Арчимбольдо (1527/30 - 11 июля 1593). Библиотекарь. 1565 г.В XX веке этот необыкновенный, но ныне забытый художник, был провозглашен предтечей сюрреализма, а его «Библиотекарь» назван «триумфом абстрактного искусства в XVI веке».

Роб Гонсалвес (Rob Gonsalves), канадский художник (род. в 1959 г.). Люди и книги.

На картине «Люди и книги» мы видим несколько необычную, но всё же библиотеку: …тысячи книг стоят на полках, они в разных переплётах, разного размера, но каждая из них - дверь, ведущая в другой мир…

Роб Гонсалвес. Башня знаний.

А это уже совсем другая библиотека, уютная библиотека-город под открытым небом. Не город, а Мечта настоящего любителя книги.

Владимир Кущ. Генеалогическое дерево. Один из известнейших художников Америки. Работает в неповторимом стиле, названном метафорическим реализмом…».

На эту же тему картина Виктории Ярославовой «Читающая», о которой я писала в статье «Ярославовы - Образы и художники… Выставка Виктории Ярославой в «Фонтанном доме» Анны Ахматовой». Я выделяю для себя образы читающих и книжниц.

Следующая «экспозиция» библиотеки им. Лермонтова - презентация статьи «Домашние библиотеки знаменитостей, интеллектуалов и эстетов»

В данном случае, пензенская библиотека представляет результаты своего обзора библиотечной и книжной тематики.

Статья «Домашние библиотеки знаменитостей, интеллектуалов и эстетов» описывает частные библиотеки. Но некоторые из этих библиотек превосходят даже библиотеки публичные и по размерам, и по числу книг. К примеру, владелец книжного магазина «The Mysterious Bookshop» в Нью-Йорке и издатель Отто Пенцлер (Otto Penzler) является собственником «великолепной домашней библиотеки, содержащей 58.000 томов. Его библиотека, оформленная в тюдоровском стиле, занимает три этажа в загородном доме площадью 5000 кв. футов».

Начинается же публикация, о которой идет речь так:

«Каждый страстный библиофил мечтает о роскошной домашней библиотеке, несмотря на все мрачные прогнозы о гибели бумажной книги. Помимо подбора книг истинного библиофила интересует и то, как и где будут храниться его бесценные сокровища - в шкафах из дорогого красного дерева или на аккуратных скромных полках, а, может быть, на причудливых стеллажах. Все это дело вкуса, а также бюджета, которым располагает любитель книг и чтения. У знаменитостей, которым сопутствуют и слава, и деньги, нет проблем с тем, чтобы потратить десятки тысяч долларов и при помощи известных дизайнеров оборудовать в своем доме уютные и располагающие к чтению библиотеки. Здесь мы расскажем о домашних библиотеках звезд, знаменитых писателей и состоятельных людей, которые сами или, воспользовавшись советами дизайнеров, смогли создать у себя дома настоящий книжный рай.

Возможно, наш рассказ и иллюстрации послужат вам, дорогие читатели, источником вдохновения для создания и реконструкции собственных библиотек, ибо, сознавая, что читать можно везде, даже в очень непритязательных условиях, все же этот процесс подарит большее наслаждение, если вы устроитесь в удобном кресле, поставите рядом чашку горячего чая или кофе, включите мягкий свет и погрузитесь в увлекательное чтение одной из книг, которую вы снимите с полки вашей домашней библиотеки.

А в качестве напутствия пусть нам послужит цитата английского поэта Чарльза Лэмба: «Что за наслаждение находиться в хорошей библиотеке. Смотреть на книги - и то уже счастье. Перед вами пир, достойный богов: вы сознаете, что можно принять в нем участие и наполнить до краев свою чашу»…».

Далее представлены описания библиотек модельеров, писателей, актеров, историков, политиков, дизайнеров, врача библиофила, лауреатов Нобелевской премии.

В частности, «обширная библиотека в английском доме Стинга (Sting) выдержана в строгом классическом стиле - темные деревянные книжные шкафы и стенные панели, великолепная лестница, соединяющая два этажа библиотеки, бюсты философов и композиторов, великолепный фриз - все основательно и добротно…».

К другой библиотеке относится следующий комментарий:

«Нет, вы не ошибаетесь - это не публичная, а домашняя библиотека. Принадлежит она магнату из Далласа Харлану Кроу (Harlan Crow). По словам Кроу, он является владельцем 8000 книг и 3500 манускриптов, а также богатой коллекции произведений искусства, редких фотографий и исторических документов времен Джорджа Вашингтона. Все это хранится в домашней библиотеке, которую иначе как храмом не назовешь».

Для иллюстрации же настоящей статьи я выбрала:

Библиотеку, которая «находится в Билтмор-Хаусе - самом большом частном доме в США. Дом площадью 135.000 кв. футов и 250 комнатами принадлежит семейству Вандербильтов. Можно не сомневаться, что в домашней библиотеке знаменитых американских миллионеров найдется что-нибудь стоящее для чтения в таком тихом, уютном и богато обставленном читальном зале!» - это о ней.

К другой иллюстрации относится вот это описание:

«Хорошо обеспеченная семья инженера Эда Морроу и его жены психолога и художника Рут (Ed & Rooth Morrow), воспользовавшись услугами дизайнера Салли Сёркин Льюис (Sally Sirkin Lewis), перепланировала дом и предпочла для своей домашней библиотеки круглый зал с большими окнами, из которых открывается живописная калифорнийская долина Кармел. Для интерьера библиотеки в минималистском стиле прекрасно подошли кресла в стиле Ле Корбюзье».

Импонирует мне также библиотека американской писательницы и историка Барбары Голдсмит:

«Мне хотелось, чтобы моя библиотека была совмещена со столовой, где я могла бы находиться в окружении моих любимых книг», - сказала известная американская писательница Барбара Голдсмит (Barbara Goldsmith), пригласившая дизайнера Мику Эртегюн (Mica Erteg?n) обновить и оформить апартаменты на Парк-Авеню. «Не драгоценности, а книги стали моим «Завтраком у Тиффани», - сказала Барбара Голдсмит, комментируя выбранное решение и делая ремарку в сторону известного романа Трумена Капоте. Некоторые оригинальные вещицы для библиотеки-столовой были выбраны на блошином рынке в Париже. Книги, живопись и свет - три основных компонента этой прекрасной библиотеки».

И завершая это короткое путешествие по миру домашних библиотек знаменитостей, обращу внимание на домашнюю библиотеку, находящуюся «в резиденции кинорежиссера и продюсера Джорджа Лукаса (George Lucas), где помимо этого книжного рая еще есть домашней театр на 300 мест».

Дело в том, что в ещё одной презентации библиотеки им. Лермонтова есть фотография Театра, переделанного в библиотеку в ходе его реконструкции:

«El Ateneo Grand Splendid (Буэнос-Айрес, Аргентина): Театр был переоборудован в книжный магазин в 1920-х годах. Театральные ложи в качестве читальных зон привлекают тысячи туристов каждый год».

Я хочу подчеркнуть разницу.

Если в нефтяной столице Тюмени сносят театры или переделывают в рестораны, то в мире есть и обратное движение, когда театры преобразуют в книжные магазины.

Разговор о таких книжных магазинах на страничке библиотеки начат «со вздоха»:

«Нам бы такие книжные магазины!…))».

Этот вздох восхищения ведет к источнику.

Ну, и наконец, знакомство с библиотечными курортами тоже дарит читателям библиотека им. Лермонтова города Пензы.

В деятельности этой библиотеки обращает на себя внимание сотрудничество с литературным журналом «Сура», а также проект « В русле Суры» (Библиотека Лермонтова).

Причем, именно эта библиотека имеет обратную связь с читателями. Во всяком случае, только на их странице я встретила вот такое объявление.

«Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия проводит опрос, направленный на изучение степени удовлетворённости населения работой учреждений культуры.

Приглашаем принять участие в опросе!

Нам очень важно знать Вашу оценку деятельности библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, чтобы совершенствоваться и идти вперёд! Заранее благодарим за участие в опросе !!»

Пензенская библиотека напоминает и ещё о двух юбилеях России.

В историческом здании Областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Белинского, 10) открылась выставка «Земская реформа 1864 года». Выставка посвящена 150-летию Земской реформы в России.

И в 2014 году - 200 лет со дня рождения Ю.М.Лермонтова.

В связи с этим юбилеем «объявлен международный видеоконкурс на лучшее чтение произведений М.Ю. Лермонтова, посвященный 200-летию со дня рождения поэта, организатор которого Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы».

Участником конкурса может стать любой желающий, организаторы не предъявляют требований к фону записи (квартира, рабочий кабинет, парк и т.д.) и качеству видеосюжетов. Главное требование - знание читаемого произведения наизусть» (Конкурс «Чтение произведений М.Ю. Лермонтова»).

Экибазстуская библиотека обратила внимание на очень интересный материал:

«Фотограф Чино Отцука «путешествует во времени», добавляя себя на детские снимки»

«С помощью монтажа девушка попадает в свое детство, и в этом ей удалось добиться полной реалистичности. «Обработка фотографий стала для меня чем-то вроде машины времени, поэтому я могу путешествовать по своей истории», - говорит фотограф. Отцука отмечает, что выбрала такие «переходные» места как отели, поезда и туристические точки не случайно. «Вещи не принадлежат ни к прошлому, ни к настоящему, они где-то между … отражение этого я нахожу в своей жизни, ведь нельзя точно сказать, что я из Японии или из Лондона».AdMe.ru представляет трогательные фотографии из ее проекта «Представляя, как я встретила себя»…».

Благодаря этой библиотеке я познакомилась с «Сайтом о творчестве».

И материалом «20 фантастических зданий 2013 года. Архитектурные итоги: лучшее, что было построено в 2013 году».

Один из моих фаворитов - библиотека им. Шевченка начала новый год с дней рождения С.П. Королева и Харуки Мураками.

Они родились в один день, 12 января.

«12 января 1949 г. родился японский писатель Харуки Мураками, автор бестселлеров «Охота на овец», «Дэнс, дэнс, дэнс», «К югу от границы, на запад от солнца», «Подземка», «Норвежский лес», «1Q84» и других. Это писатель, открывший Японию и ее жителей для всего мира, обладатель многих литературных премий».

«Сергей Павлович Королев. Штрихи к портрету», Кандидат технических наук Л. Мятиясевич

Эта же библиотека обращает внимание читателей на библиотерапию.

« Классик утверждал, что книга - лекарство для души. А недавно врачи доказали, что чтение - ещё и мощная оздоровительная процедура. В ведущих клиниках ввели новый метод лечения - библиотерапию.

Ученые из Ливерпульского университета наблюдали за изменением активности мозга добровольцев во время чтения Шекспира. Оказалось, что под воздействием высокой поэзии нормализуется работа части мозга, отвечающей за эмоции, и активируется зона самоконтроля.

Лечебную книгу при желании может подобрать для себя каждый. Нужно лишь помнить главные принципы библиотерапии: произведение должно быть увлекательным, а чтение - не только доставлять удовольствие, но и заставлять думать.

Желательно, чтобы главный герой попадал в ситуации, сходные с теми, что случались когда-то с вами и переживания о которых тревожат вас до сих пор. Также книга должна или вселять оптимизм и веру в лучшее, или омывать душу, оставляя ощущение светлой грусти».

Тонко ведет библиотека им. Шевченка и тему в счастья новогодние дни.

Это далеко не единственный её ретро-пост:

«Ядвига Поплавская и Александр Тихонович- Счастливый случай»

Библиотека им. Шевченко представляет также «Путешествие в библиотечный мир Англии».

Его совершили финалисты закрытого конкурса «Профессиональная мобильность» Благотворительного фонда культурных инициатив (Фонда Михаила Прохорова), которые в декабре побывали в Великобритании, в 17 библиотеках различного уровня: «Национальная библиотека по искусству и музей Виктории и Альберта, Британская национальная библиотека, Бодлианская библиотека, Центральная библиотека Оксфорда, Центральная библиотека Стратфорда-на-Эйвоне, «The Hive» («Улей»), Бирмингемская и Манчестерская библиотеки и другие библиотеки».

Хотелось бы верить, что в России такие путешествия будут иметь отклик не только, как бизнес.

А как, то самое, Библиотечное и Книжное счастье.

Фотографии и ссылки:

  1. «Домашние библиотеки знаменитостей, интеллектуалов и эстетов»
  2. Идеальные книжные магазины
  3. Библиотека им. Лермонтова
  4. Библиотека им. Некрасова
  5. Библиотека им. Шевченка

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС