Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Рыцарский культ Плачущих Богородиц и Плачущих Ярославн: Филермская икона «Мальтийского креста», Казанская и Огневидная Богоматери (Ч.1)

    • Плачущая икона Божией матери «Скорбящая» у Гроба Господня, «без младенца»
    • Виленская Остробрамская икона Божией матери, «без младенца»
    • Филермская икона Божией матери – Святыня Мальтийского креста, «без младенца»
    • Икона Божией матери Андронниковская, «без младенца»
    • Огневидная икона Божией матери, «без младенца»
    • Огненное вознесение пророка Илии, превзошедшего Симеона Волхва на горе Кармель
    • Богородица - Неопалимая Купина с небесной лестницей, фреска собора Пантелеймона Целителя, Новый Афон
    • Герб князя К.К. Острожского, чей «патронаж» выбрала Филермская икона, герб Лелива в левом нижем углу
    • Плач Ярославны (Молитва к небу), картина В.Перова
    • М.М.Ярославова-Черевина, сохранившая легенду рода Ярославовых, портрет Г.Островского, реставрация С.Ямщиков
    • Острожская Библия, имевшаяся в Библиотеке М.М.Ярославовой-Черевиной, в усадьбе Нероново - «Костромском Версале»

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

11.10.2011 года

Плачущие Богородичные иконы, Плачущие равноапостольные и святые жены и Плачущая Ярославна… Я много лет искала, всего лишь, одну Плачущую женщину небесной или земной иерархии и никак не могла найти её…

И вдруг неожиданно мне встретился «рефрен» известной мне легенды рода Ярославовых, реконструированной, теперь уже по сохранившимся письмам XVIII века Марии Михайловны Ярославовой (Черевиной) - собственницы усадьбы «Нероново», именовавшейся когда-то «Костромским Версалем».

Звучала эта легенда Марии дочери Михаила сына Ярославова так:

«Я чувствую присутствие в усадьбе потусторонних сил. Странный шум шагов, какой -то женский голос, то ли плачет, то ли стонет… Может это прародительница рода … В оные времена некая могущественная женщина защитила наш род от погибели. В награду она потребовала исполнение неких обязательств… Каких, это позабылось за давностью лет. Иногда она появляется в усадьбе и плачем призывает нас ВСПОМНИТЬ эти обязательства…».

Впервые озвучила я эту легенду 29 октября 2009 года в статье «Помни имя свое: Фантом Ярославовых и Черевиных в «Малой Третьяковке» усадьбы Нероново…».

И вот истекло с тех пор уже два года. И за это время я прошла и узнала очень много. Узнала об исчезновении культа Богородицы. Я веду речь не об иконах, а о переименовании Богородичных храмов и обителей, к каковым относятся и Собор Василия Блаженного, и Кирилло-Белозерский монастырь … («Наталья Ярославова: мое путешествие в Северную Фиваиду Белоозера»).

Узнала о том, что исчез на Руси также и культ Воинов-Святых, а такой оказывается был… И героями этого культа были: Дмитрий Солунский, Федор Тирон, Андрей Стратилат, Иоанн-воин, т.е. все те, кто не любили войну и ратовали за дипломатию.

Узнала о том, что Николу Чудотворца Грозного «умиротворили» до угодника. И даже итальянцы, приезжающие в Россию, удивляются тому: «Почему здесь культ итальянского Николы Чудотворца из Бари намного сильнее, чем в самой Италии ?».

И лишь только тогда, когда зловещие враги Руси подступают к её столицам, оккупируя древние города: и Великий князь Дмитрий Донской, и император Петр I, и маршал Кутузов, и маршал Жуков берут Богородичные иконы с собою в поход, либо обороняются с ними.

Причем всегда мужчины - воины берут иконы Женские!

И, по сути, этих икон - две. Одна Одигитрия - Путеводительница для походов императоров. А вторая Градозащитница и Оборонительница.

В 1942 году для Петрограда такой иконой-Градозащитницей стала Казанская икона Божией матери.

Вот так и получается, что «мужчины - главные воины» уже тысячи лет уходят под защиту женщины. Причем женщины той самой - Плачущей! О «слабости» которой они не редко говорят с откровенным превосходством и небрежностью в мирные времена.

Но как только их грубую физическую силу одолевает сила ещё более грубая, приземленная и материальная, эти Снобы вспоминают о тех, чей Плач столь Силен, что именно их Слезы и Мольбы бывают услышаны Небесным воинством, приходящим на помощь Воинству земному.

Как видим, от своей личной легенды, я пришла к теме, более вселенской и вечной: о Плачущих Богородицах, обОборонительницах и Заступницах.

И для того, чтобы понять: отчего они Плачут… Плачут, при этом, не просто по-женски, а по-Царски, плачут, по сути, за весь род, за все человечество, мне пришлось просмотреть много Плачущих Богородичных икон. Обдумывая все эти образы, я выбрала, как «точку опоры», Икону Божией Матери «Скорбящую», котораянаходится в Храме Гроба Господня в приделе Жен Мироносец.

Почему именно её ? Наверное, тут сыграло роль ещё одно мое личное обстоятельство, когда «случайно» за Богородичную икону я приняла икону Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой - Председателя Православного Палестинского Общества. Удивительная эта история упоминалась мною в статье о Петре I и Николе Можайском («Как МЫ возвращали Икону Николы Можайского и символы священной династии в Кремль»):

«…мне представилось, что это неизвестная мне икона Богородицы в белых одеждах, но затем увидела, что в руках у неё не дите, а храм… Несколько дней искала следы этого образа, первоначально воспринятого мною, как Богородичный. Но поскольку ответа не было, то решила задать вопросы в церкви. Сначала меня постигла неудача, потому что все, кого я спрашивала, категорически заявляли, что в день Петра и Павла впереди Крестного хода Собора Петра и Павла не могли нести женский образ… Но ведь несли…» («Се Бог твой, о Россия… ПЕТР ПЕРВЫЙ: «родственник Христа», Воин Света или Миссия?)

Именно тогда, 12 июля 2008 года я эмоционально выделила для себя, из всех прочих, образ Богородицы « без младенца». Сегодня же, вижу в произошедшем ещё один акцент. За Богородицу я приняла не Деву Марию, а женщину знатного происхождения, представительницу женской английской монархии, можно сказать - английского матриархата, Великомученицу Елизавету Федоровну Романову - «Эаллу Лебедь», как её называли. И этот акцент я тоже стала учитывать в своем дальнейшем поиске.

Вот это, наверное, дополнительные доводы к тому, чтобы начать этот глубокий разговор о Плачущих Богородицах, с Богородицы без младенца, именуемой «Скорбящей»у Гроба Господня.

История её такова, что она « долгие годы была столь черной, что невозможно было даже определить её изображение. Но «в 1986 году, за неделю до Пасхи, во время ночного обхода Храма полицейский обратил внимание на огонь в приделе Жен Мироносец. Заглянув в придел, он увидел сияющую икону Божией Матери… и испугавшись увиденного, прибежал к алтарю греческого храма Воскресения, где в это время совершалось богослужение. Полицейский взволнованно объяснял священникам и монахам, что все вокруг образа Богоматери сияет, а сама икона выглядит как живая, открывает глаза и плачет. И действительно, лик у иконы обновился. С тех пор многие видели ее открывающей глаза, а некоторые и плачущей…

На сегодняшний день икона представляет собой одно из самых очевидных чудес Святой Земли: Божия Матерь на ней иногда плачет, иногда открывает и закрывает глаза. Паломники почитают за особую милость Божию увидеть что-нибудь подобное»

Особенностью этой иконы придела жен Мироносиц храма Гроба Господня является ещё и то, что это изображение Богоматери - до плеч.

В этом смысле, Образ Богоматери храма Господня близок к Филермскому образу Влахернского храма в Константинополе, являющемуся святыней«Мальтийского креста».

Близок к описанному, и образ ВиленскойОстробрамской Божие Матери, также изображенной без младенца Иисуса («Виленская Богородица с Луной и Солнцем и «Великая королева» Мишеля де Нотр Дам»).

Отсутствие младенца Иисуса, вероятно, указывает уже на апостольский период её служения во имя всего человечества, а также на Богородичную миссию после её Успения.

Хотя Виленский Образ почитают как Благовещенский и считают, что Мария изображена здесь в тот момент, когда она узнала благую весть о том, что она родит непорочно зачатого сына.

Обращу также внимание на то, что глаза, как Богородицы «Скорбящей» у Гроба Господня, так и ВиленскойОстробрамской Божией матери Милосердной - полузакрыты и лик обращен - влево («Принцесса Яра монархии «AuroraBorealis» и «Милосердная Виленская Богоматерь «Ворот Зари» - Аушрос»)

У Филермской же иконы Божией матери лик обращен - вправо.

Есть ещё две иконы, изображающие Богородицу «до плеч» и без младенца Иисуса. Это «Огневидная» Божия Матерь, которая изображается всегда в красном и с красноватым ликом, обращенным иногда - влево иногда - вправо. И Божия матерьАндрониковская, считающаяся личной иконой греческого императора АндроникаIII Палеолога. На шее этой Андрониковской Божией Матери «с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок- икононенавистник нанёс удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орёл), подтверждающий императорское происхождение образа».

Вот это преамбула…

Представление же, названных мною выше образов Богородицы, на которых она изображена, как защитница всех христиан, я согласно анонса, начну с иконы Филермской Божией Матери.

Её ранняя история имеет удивительное сходство с историей одного из наиболее почитаемых в России иконописных образов Царицы Небесной - чудотворной Смоленской иконы Богородицы. Оба священные изображения были написаны, по преданию, святым евангелистом Лукой.

Если говорить непосредственно об образе, то ближе всего чудотворная икона стоит к Казанской Одигитрии, а точнее, - к ее списку, находящемуся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Это также погрудное изображение Божией Матери, но без Младенца. Причем, об одном «Плачущем», уже в наши дни, образе Казанской иконы Божией матери, что на Иловлинском волоке между Волгой и Доном, я не столь давно упоминала в статье «Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.4

Что же касается Филермской иконы, то краткая история её такова:

«В 46 г. св. Лука отправил этот Филермский образ в свой родной город - АнтиохиюСирийскую. По истечении более трех веков, в царствование императора Константина Великого… в Иерусалим из Антиохии перенесли и Филермскую икону Божией Матери. В святом граде икона оставалась до 430 г. Затем греческая императрица Евдоксия, супруга императора Феодосия Младшего, во время паломничества по святым местам, послала святой образ в благословение царице Пульхерии, в Константинополь. В царственном граде икона была поставлена во Влахернском храме, посвященном Пресвятой Богородице. После исцеления Святых этот образ получил также название Одигитрии (Путеводительницы).

В 626 г., в царствование греческого императора Ираклия, во время нашествия на Византийскую империю персов и авар, Константинополь устоял заступничеством Пресвятой Богородицы. Всю ночь множество людей вместе с патриархом простояли на молитве во Влахернском храме, прося помощи Божией Матери. На другой день был совершен крестный ход по стенам города с Нерукотворным Образом Спасителя, иконой Одигитрии и Животворящим Крестом Господним, после чего патриарх погрузил ризы Богородицы в воды залива. Поднявшаяся буря взволновала море и потопила корабли неприятеля, избавив город от разорения

На протяжении нескольких веков, чудесным заступничеством Царицы Небесной через Ее святой образ, Константинополь был избавлен от сарацин и от отрядов русских витязей Аскольда и Дира,при императоре Михаиле III» («Филермская икона Божией Матери»,Васильев А. В.).

По «Повести временных лет» обычай «обносить ризу Богородицы вокруг Царьграда при появлении вражеских кораблей и опускать край ее в море появился ещё до чудесного явления Богоматери с Покровом Андрею Юродивому. Незримо Дева Мария всякий раз защищала город, когда к его стенам подступала беда… Когда русский флот Игоря Рюриковича обложил Константинополь в 941 году, и ладьи язычника Игоря были сожжены рукотворным «живым огнем»,разумеется, у греков не было сомнений в том, кто им помог».

Как видно по представленным летописным историям,Филермская икона Божией матери, по сути, Плакала вместе с защищающимися от наступающего врага жителями Константинополя и обороняла город. Сохранившиеся же легенды о том, как в защите города Константинополя помогала Риза Богородицы и Покров Богородицы, наряду с иконой Влахернского храма, положили начало двум религиозным праздникам: Празднику Ризоположения - 15 июля и Покрова Пресвятой Богородицы - 14 октября. Причем, что интересно, оба эти праздника стали культом именно на Руси.

В данном случае, мне представляется важным обратить внимание также и на тему «Живого огня» в контексте «Оборонительной» функции этой иконы, потому что она, тем самым, напоминает икону «Огневидную», а также легендарную Пирогощу, привезенную на Русь из Константинополя, истории которых я представлю ниже («История иконы Пирогоща: самая загадочная икона России»)

Однако Филермская Икона, похоже, была не только «Оборонительной», потому что императоры брали её также и в походы, после того, как стало очевидно, что эта икона помогает в Победе над врагом.

Не могу утверждать однозначно, что именно эта икона является покровительницей всех воинов и рыцарей в их священных походах, но указанием на это является особое отношение к Филермской Божией матери со стороны Ордена святого Иоанна Иерусалимского.

«В 1204 году, когда рыцари четвертого Крестового похода захватили Царьград, в числе многих других константинопольских святынь ими была увезена и Филермская икона Божией Матери. Образ был вновь перенесен в Палестину, где он достался рыцарям Ордена святого Иоанна Иерусалимского. По окончании крестовых походов рыцари перенесли икону на остров Родос.В 1573 г., после захвата турками Родоса, святой образ обрел новое местопребывание на о. Мальте, в кафедральном соборе во имя святого Иоанна Предтечи. После его освящения чтимая икона была помещена в Филермском приделе, где она и пребывала до самого конца XVIII века.

10 июня 1798 года остров Мальта был оккупирован 40-тысячной армией Наполеона. Покидая Мальту …великий магистр ордена Гомпеш увез с собой несколько святынь. В числе их были десница святого Иоанна Крестителя, часть Животворящего Креста Господня и чудотворный образ Филермской иконы Божией Матери. Спасая священные реликвии, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе, пока не достиг Австрии. Затем она была перевезена в Гатчинский дворец Приора. В своей резиденции император Павел устроил для Филермской иконы новую богатую ризу, на которой сияние вокруг лика Пресвятой Богородицы было исполнено на фоне мальтийского креста» («Филермская икона Божией матери»).

Во время Великой Отечественной войны икону постоянно прятали и перевозили с места на место. В конечном счете, она оказалась в отдаленном Черногорском монастыре Святого Василия Острожского, где «Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по неисповедимой воле Божией, и по сей день находится в историческом музее древней столицы Черногорской Митрополии, городе Цетинье.

Последнее же из оставшихся в России изображений Филермской иконы Божией Матери находится на медальоне Великого Магистра де Ла Валетта - большом Мальтийском кресте с помещенной в его центре, на медальоне, изображением иконы. В настоящее время он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля»

Святой Василий Острожский, в Черногорском монастыре которого нашла себе долгий приют Филермская икона Божией материи, - это один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви: «Он принял постриг с именем Василий, в честь украинского магната, киевского воеводы и мецената Киевской Митрополии - Константина-Василия Острожского…»

Судя по этой истории, получается, что Филермская икона Божией матери «ушла под защиту» некоронованного короля Руси Василия Острожского - одного из главных героев статьи «Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство».

Можно сказать и иначе: Филермская икона Божией Матери, «сделала указание» на то, что путь князя Василия Острожского - экзарха Киевской православной митрополии является истинным. И Ордену святого Иоанна Иерусалимского надо ориентироваться на наследие князя Василия-Константина Острожского, а также одновременно - на западное Православие княгини Иулиании Тверской.

Вышеназванная статья, как ясно из её названия, посвящена истории рода Ярославовых. Однако в ней я уделила большое внимание князю Василию-Константину Острожскому. И сделала это, прежде всего, по той причине, что его супругой была Александра Ярославова (Тышкевич).

Вторая причина такого внимательного отношения к князю Острожскому в том, что он участвовал в судьбе ВиленскойОстробрамской Божией Матери и Виленского Свято-Духова монастыря, с которым связан финал жизни В.В.Мартинсона, приславшего Ярославовым письмо и известившего их о хранящейся у него гравюре Дмитрия Ивановича Ярославова с указанием - на его рыцарство и знатное происхождение.

Третий факт, на который я обратила внимание, связан с Библией Острожского, с книгой «Апостол», отмеченной гербом князя Острожского, и книгой Василия Великого, сохранившей дарственную надпись князя К.Острожского.

Именно эта «Книга в постничестве» Василия Великого, напечатанная в типографии Острожского, с дарственной надписью князя Василия-Константина Острожского «Григорию - царевичу Московскому»,подаренная будущему Дмитрию Ивановичу, известному как Лжедмитрий I, открыла ему путь во власть.

Приведу цитату из обсуждаемой статьи:

«…легитимность Лжедмитрия подтверждалась личной подписью мужа княгини Александры Ярославовой (Тышкевич) - князя Константина - Василия Острожского. При этом «Лжедмитрия» прятали в сети Печерских монастырей, сохранивших связь с Афоном и Константинополем, а также в Крыпецком монастыре, известном «Ярославовым мостом», построенным к нему благодетелем Крыпецкой обители и родоначальником князей Ярославовых - Ярославом Васильевичем Оболенским. Т.е. «Лжедмитрию» покровительствовали священнослужители, информация которых о родословии является наиболее полной. И на нем было, как это видится, благословение Константинополя. Видимо, отсюда и его реальное царство. Ведь «Лжедмитрий» был Московским царем после Бориса Годунова в 1605 году».

Как бы там ни было, это исторический факт: Дмитрий Иванович был царем, ему присягала Русь и он погиб царем!

Более того, Московский император Дмитрий Иванович был Рыцарем и русский трон, по большому счету, ему был нужен для того, чтобы идти освобождать от турков Константинополь (Стамбул).

И судя по приведенной выше истории Филермской Божией матери, царь Дмитрий Иванович был Рыцарем, в первую очередь, Филермского образа Богоматери, т.е. это была и его Святыня, как и святыня членов Ордена святого Иоанна Иерусалимского.

Статья «Поздравляю весь «царствующий дом» Ярославовых! Письма В.В.Мартинсона о роде Ярославовых и Виленское Братство» написана мною пять месяцев назад.

Уже после её написания, мне стало известно важное обстоятельство. В библиотеке Марии дочери Михаила по фамилии Ярославова (Черевина), которой приснился сон о «Плачущей прародительнице родаЯрославовых, ждущей соблюдения перед ней давно неисполненных обязательств», хранилось несколько особо ценных книг, и среди них Библия на славянском языке, напечатанная Иваном Фёдоровым в Остроге в 1581 году, а также рукописный список «Солигаличского летописца» XVII в. и другие раритеты. Всего черевинская библиотека «Костромского Версаля» насчитывала более 4000 тысяч экземпляров.

Вот эта самая Библия на славянском языке, напечатанная Иваном Федоровым в Остроге, в переводе которой, как считают, принимал участие Франциск Скорина, и есть - Острожская Библия князя Василия Константина Острожского - «некоронованного Короля Руси». Ведь именно князь Василий Константин Острожский создал в Остроге первую типографию и пригласил к себе известного первопечатника Ивана Федорова для издания Острожской Библии.

Хранившаяся у Ярославовых-ЧеревиныхОстрожская Библия,, является очень редкой. Она содержится в Оксфордской библиотеке. Также её экземплярами владели шведский король Густав Адольф, кардинал Барберини (данные Википедии).

Хотя была и ещё одна уникальная Библия, к которой имел отношение князь Острожский. И я также упоминала о ней раньше:

«В Великом Устюге, в Библиотеке Успенского собора (См. Вол. Губ. Вед. 1851 г. описание собора Разумовского)… замечательнее прочих - Живописная библия, заключающая в себе 416 листов или рисунков, издана Николаем Иоанном Пискатори и печатана в 1643 году.Шестодневец, печатан в Вильно 1613 года. На обороте заглавного листа напечатано: «На гербе освецонегоксенженция Константина Константиновича Острогского»… Затем следует герб сего князя: под короною на нем изображены два съехавшиеся всадника, один с мечом, а другой с копьем, и под ними крест, месяц и звезда… В послесловии сей книги значится, что она напечатана … в Вильне» («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.5)

Упоминаемый в этом тексте герб князя Острожского, что немаловажно, имеет элементы герба Лелива. Это Луна, расположенная как «Острая брама» или чаша, и шестиконечная звезда над ней, которую ещё иногда именуют Слава.

При этом герб Лелива был не только гербом дворянЯрославовых, изображенным на гравюре, упоминаемой В.В.Мартинсоном, но также он являлся и является гербом Тышкевичей.

В дополнение к этому скажу ещё и то, что для истории о Плачущих Богородицах и Плачущей прародительнице родя Ярославовых, которой посвящена настоящая статья, имеют значение следующие факты: граф ЯнушТышкевич († 1549) - владелец Логойска и Бердичева, был основателем кармелитской монастыря. Юрий Тышкевич († 1656) был послом в Риме, а затем епископом Виленским. Антоний Тышкевич († 1762) - был епископом Жмудским.

При этом с 1668 года ВиленскуюОстробрамскую Божию Матерь в Вильнепатронировали именно Кармелиты. Напомню, что Кармель - это та самая гора, земли рядом с которой пророк Моисей завещал коленам Зевулун и Иссахар. А «Остробрамская Луна» и «шестиконечная Слава» герба Лелива являются одновременно и символами «колена пророков - Иссахар», к которому относилась и Мария Магдалина.

Я однажды уже обращалась к теме горы Кармель, в следующем контексте:

« Наталья - StelladiNatale переводится, как цветок Рождественская звезда и родственно этому Stella Maris - Морская звезда - название хайфского монастыря на горе Кармель… Просто такая ассоциация возникла: гора Кармель, Архангел Михаил и Stella…» («Царское имя Натали от царя Аттилы и мужская Ё (Yo) версия современной политики России»).

Дополню эту информацию тем, что с горы Кармель берёт своё начало История Ордена Пресвятой Девы Марии, «в периоде крестовых походов XII века» («История Ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармель»)

И для монастыря на горе Кармель был характерен культ Марии, а также пророка Илии, относящийся к Византийским культам. При этом, Святой Илия, как раз, и является Отцом и Покровителем ордена.

В годы гонений со стороны турков-сельджуков монахи монастыря горы Кармель вынужденно эмигрировали на Кипр. В Сицилию, во Францию и Англию. Т.е. монастырь переживал сложные времена и в самые трагические дни его историигенералу Ордена Симеону Штоку явилась в видении Богоматерь. Указывая на свойскапуляр, она сказала: «Это - привилегия для тебя и для всех, кто будет носить его. Кто в нём умрёт - будет спасён!». Этим жестом Мария сохранила орден, выводя его из бурь и опасностей (16 июля 1251 года). В дальнейшем генеральный настоятель издал брошюру «Igneasagitta» - «Огненная стрела», написанную в 1270 году, и призывал к созерцанию и уединению вдали от суеты городов».

Для того, чтобы понять причины, по которым монахини кармелитки взяли под свой патронаж именно ВиленскуюОстробрамскую Божию Матерь, приведу много более древние данные об истории этой горы Кармель.

Финикийцы и хананеи обожествляли некоторые горы (Высоты) и поклонялись своим богам в святилищах, которые располагались наиболее часто в пещерах (например, грот Васта между Тиром и Сидоном)

Так вот, Кармель была одной из самых знаменитых гор - объектов поклонения финикийцев, следы которых просматриваются и в монастыре Пантелеймона Целителя на Новом Афоне и в Ипатьевском монастыре («Ипатьевские тайны: Князья и Императоры Дмитрии Угличские и Великие князья Красные»)

«Древнеримский историк I в. х. э. Корнелий Тацит писал следующее: «Между Сирией и Иудеей есть место, где высится гора Карамел, там чтут божество того же имени, стоит алтарь,возносят молитвы, но по завету предков Карамелу не строят храмов и не ставят изображений». В отличие от статуй, воздвигавшихся в храмах, «на Кармиле было налицо само божество в более грандиозном виде - это сама гора Кармил, которая, подобно другим высотам, сама по себе считалась жилищем божественной силы.

Из жизни пророка Илии, согласно библейскому повествованию, мы знаем, что Кармил был избран Илией для посрамления жрецов Ваала, конечно, как место, наиболее для них священное в пределах израильского царства. Если 450 «студных пророков Вааловых и 400 пророков дубравных, ядущих трапезу Иезавелину» не могли дозваться своего бога на горе, считавшейся его любимым местопребыванием и находившейся наиболее близко к нему, а один служитель Истинного Бога низвёл именно здесь огонь с неба на жертву, то конечно для всех было наиболее ясно бессилие Ваала даже там, где он считался хозяином» (Пальмира: корни крона»).

Таким образом, первоначально здесь,на горе, Кармель хананеи и финикийцы поклонялись Ваалу. Затем на этой же горе Кармель их превзошел пророк Илия. На древних иконах он, как известно, изображается на фоне Огня… Например, на псковской иконе « Огненное восхождение Ильи пророка на небеса». Причем это восхождение произошло до наступления времен естественной смерти Илии.

Как уже сказано выше, вот этот Святой Илия стал покровителем монастыря Кармелиток с его культом Марии и Илии, а также, пока по не ясным причинам, отчего-то и культом - ВиленскойОстробрамской иконы Божией Матери…

Таким образом, приведенные выше данные, можно считать косвенным указанием на то, что история ВиленскойОстробрамской Божией Матери связана не только с Крымом, где её список до сих пор хранится в церкви Федора Тирона рядом с Казанским образом Божией матери, на котором в 2002 году «расцвела лилия», но также и с горой Кармель и с огненным восхождением пророка Илии («Чудо с расцветшей Лилией у иконы Казанской Богоматери в ялтинской церкви Федора Тирона»)

Есть в приведенных данных и определенное указание на Ханаан - «древнее, доизраильское название территории Палестины, Сирии и Финикии. Этимология название «Ханнан» точно не установлена; предполагают, что Ханнан означает «пурпур» и первоначально относилось к Финикии, где добывали пурпурную краску»

Мне же этот «пурпур» в очередной раз напоминает о Божией Матери Огневидной. И рассказ о ней - ещё впереди.

Сейчас же дополню историю ВиленскойОстробрамской Божией Матери «родственной» Крыму, горе Камель и Иверии, фактом о том, что эту икону, с моей точки зрения, патронировали также и монахи базилианцы, наряду с монахинями Кармелитского монастыря.

Дело в том, что когда князь Василий -Константин Острожский подарил будущему московскому императору Дмитрию Ивановичу «Книгу в постничестве» Василия Великого, то многие истолковали этот факт «по букве», в частности, как указание на важность соблюдения поста.

Однако, с моей точки зрения, подарок указывал не на необходимость соблюдать пост для царей, а на то, что учение Василия Великого (Василия Кессарийского из Каппадокии) позволит будущему московскому царю Дмитрию Ивановичу сгладить «конфликт» между католиками и православными.

Позже, решение этой задачи, отчасти, взял на себя, как я понимаю, греко-униатский орден св. Василия Великого, существовавший с XVII столетия в пределах древней Польши и существующий ныне в Галиции (Базилианский орден).

Базилианский монастырь в настоящее время располагается и в церкви Святой Троицы Вильны недалеко от Острожских ворот на улице Свято-Духова монастыря. Этот монастырь был возведен, опять же, на средства Константина Острожского на том самом месте, где приняли мученическую смерть Антоний, Иоанн и Евстафий. При этом первая деревянная церковь во имя Святой Троицы (Троицкого монастыря) на месте казни Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия была построена по желанию литовской княгини Улиании - внучки «Царя Росов» Михаила Ярославiва Тверского, непосредственно которой, её супруг - литовский князь Гедемин, как раз, и привез в подарок Виленскую икону Божией Матери из Крыма («Царь Росов» Михаил Ярославiв и его Тверское Православное Братство»).

Во всей этой истории вокруг Виленской Божией Матери однозначно просматривается преемственность по фамилиям: князь Михаил Ярославов Тверской, его дочь княгиня литовская Улиания, и Александра Ярославова (Тышкевич) - супруга князя Василия-Константина Острожского. В разные времена эти Ярославовы, их родственники и потомки патронировали икону.

Библия же Острожского, находившаяся в библиотеке Ярославовой - Черевиной, в усадьбе Нероново, является ещё одним доказательством связи этого семейства Ярославовых - Черевиных с семьей князя Острожского и Александры Ярославовой (Тышкевич).

Описанная судьба Виленской иконы объясняет также и факт совпадения дня памяти Виленских мучеников, пострадавших за Христа - 14 апреля, с днем почитания ВиленскойОстробрамской иконы Божией матери- тоже 14 апреля.

Шесть месяцев отделяет день почитания иконы 14 апреля - от дня Покрова Божией матери 14 октября. Т.е. они диаметрально противоположны на годовом календаре.

В 1991 году, 14 апреля моя фамилия во втором браке стала - Чистякова.

Поскольку во всей этой истории о Плачущих Богородицах и Плачущей прародительнице рода Ярославовых для меня есть субъективный момент, в т.ч. и легенда рода, то естественно я преломляю факты и в контексте собственного опыта.

К примеру, буквально на днях, работая над статьей «О золотом эквиваленте» нефтяных цен и российского бюджета. Как нам найти «золото нефти» в мутных водах долларовых потоков?, я обратила внимание на то, что в «Приглашении Правительства штата Альберта Канады для NatalyBorisovnaChristуakova от 7 сентября 1993 г.», мою фамилию Чистякова написали в Канаде как Christyakova, тогда как в России её английскую версию пишут так: Chistyarova.

Сначала я подумала, что канадцы ошиблись, написав букву «r» после буквы «h», в результате чего получилось Christ - христос, мессия. А мессия - это урожай. Подумалось, что с учетом даты 7 сентября, быть может, ошибка и правильная, ведь это дни Рожанницы и урожая, и самое главное - католическое Рождество Девы Марии («Католическое Рождество Божьей Матери - 8 сентября», отмечается с 7 по 12 сентября).

Однако вскоре мне встретилось выражение ChristmasCarol - Чистый звук! И получается, что именно канадцы сделали правильную интерпретацию этой фамилии, сохранив не только буквы, но и содержание.

Христос - это Чистый.

И сразу вспомнилось: «Копты это чудесный изумруд, внутри которого чистейший бриллиант - Иисус Христос» (Беседы с протоиереем Олегом Давыденковым - руководителем кафедры восточно-христианской филологии Восточных церквей Православного Свято-Тихоновского государственного университета).

Быть может, мой бывший муж Чистяков оттого и любил Каир более всех женщин, что вела его в этой любви фамилия Christyakov («Павел I - Александр II»)

Christ созвучно Крест и Кристал. Созвездие Креста связано с созвездием Лебедя.

Получается, что Чистота связана с Кри(е)стальностью. Не случайно говорят «кристально чистый». При этом вода, где «структурированы кристаллы», не просто Чистая. Но ещё и Живая. Причем нет способов сделать воду «Живой» - Силой. («О золотой регенерации и золотой воде»).

Получается, что структурированность, чистота и порядок, не могут быть достигнуты силовыми методами! Это довольно глубокий вывод, совпадающий с воззрениями, прежде всего, катаров.

Ведь именно Катары - по-гречески «Чистые». Т.е. в большей степени даже у них, а не у коптов, «официальная» лексика связана с Чистыми и Совершенными. История катаров связана также с легендами о Святом Граале и крепостью Монсегюр:

«Катары создали Орден Храма - Орден тамплиеров, катары создали Орден розенкрейцеров, они считали себя прямыми потомками Христа, но не признавали в нем бога. Николя Фламель, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Клод Дебюсси были катарами.

Катары обожествляли пятиконечник, который являлся для них символом вечной диффузии - рассеивания, распыления материи, человеческого тела. Крепость Монсегюр - пятиугольник… и в ней множество подземных ходов пронизывающих Пиренеи. Для катаров солнце было символом Добра, а Монсегюр являлся солнечным храмом.

Грааль искали все - Парацельс и Леонардо да Винчи, Наполеон и Гитлер… Катары хранили Грааль в гроте, который местные жители зовут «Собор» (Сабарт), связанномс крепостью Монсегюр - так считал Отто Ран, который проводил исследования в гроте Сабарт»

Композитор Вагнер посвятил таинственной реликвии ряд своих произведений. Он был «Чистым катаром» (Катары»).

Война христианской церкви против катаров была войной, в которой друг другу противостояли Рим (Roma) и Любовь (Amor), и в которой церковь огнем и мечом утвердила свое господство над катарической чистой идеей.

Катары носили на пряжках и пуговицах гравировку пчелы, для Совершенных она символизировала тайну оплодотворения без физического контакта…»

Вот такой краткий сюжет о катарах я выбрала для этой статьи.

О «невинном же зачатии» Матки Улья лучше всего написано в книге Николя Минского и Мориса Метерлинка «Жизнь Пчел».

Главная Пчела Улья вместе со своим «однократным партнером на всю её жизнь» летит высоко - высоко в поднебесье. Туда - где Чисто и где, минимально влияние земных полей. Т.е. Матка улетает как можно дальше от материальности, и там происходит зачатие. Для людей эта аналогия означает вознесение души на самые верхние ступени Небесной лестницы.

Именно так, вместе с Небесной Лестницей, изображена Богоматерь- Неопалимая купина в Соборе Пантелеймона Целителя на Новом Афоне («Абхазия - Апостольский удел Богородицы, Львы Северной Венеции и тайное евангелие Святого Марка»).

При этом, также как и Пчела - у Катаров, Неопалимая Купина является ещё одним символом Невинного зачатия.

Что же касается мужчин, то в лице Неопалимой Купины на Синае, Господь передал Моисею Скрижали Завета. И этому сюжету посвящена редкая икона о Моисее, предстоящем Богородице-Неопалимой Купине.

Т.е. с этой Пчелой катаров и Неопалимой Купиной связана ещё и идея получения Скрижалей Завета или Уникального Знания теми, кто смог подняться на самые вершины духовной лестницы.

Вот такие выводы.

И к этим оригинальным выводам меня подвиг факт смены моей фамилии Godunina на фамилию - Christyakova в день почитания ВиленскойОстробрамской Божией матери 14 апреля, напомнив мне одновременно о том, что к этойВиленской истории может иметь отношение и история Катаров.

Вместе с иконой ВиленскойОстробрамской Божией Матери существует ещё одна икона в день празднования которой одновременно поминаются и великомученики. Точнее - один Великомученик, история которого, с моей точки зрения, проясняет и историю самой иконы.

А историю эту надо, именно, пояснять, потому что она и является одной из самых загадочных в России.

Речь идет об иконе «Огневидной», где Богородица изображена, опять же, до плеч. Одежды и лик исполнены в красных оттенках.

«Паспортное» описание иконы следующее:

На иконе Богородица изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону, погруженной в молитву.

Самая примечательная особенность образа - цвет. Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо, это и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною».

Икона необычна тем, что её культ был распространен главным образом в России.

И как пишет автор статьи «Икона Божией матери «Огневидная», «официальные историки «приписанные» к РПЦ МП можно сказать, в этом сложном случае, самоустранились от изучения вопроса о столь странной территории культа ?.

Первый источник сведений об этой иконе «был найден в книге называемой «Святцами», изданной еще в 1815 г. в Свято Успенской Почаевской Лавре (г. Почаеве), где указывается, что год ее явления - 845 г.

В этих «Святцах», за 10 февраля есть следующая запись:

«10 февраля. Святого мученика Харлампия. И явление иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Огневидная, в лето 6353».

Получается, что культ иконы появился ещё до крещения Руси князем Владимиром, до рождения княгини Ольги и, в лучшем случае, - при первых Рюриках.

«Паспортное» описание иконы «Огневидной» дает ещё и следующее уточнение:

«Возможно, название этому образу с таинственным, возвышенно-богословским содержанием дали слова 5-й песни богородичного канона:

«Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай»

Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество. Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей России».

При этом сам автор статьи об «Огневидной» иконе, которую я цитирую, считает, что тип этой иконы - « Заступница».

Правда, отличие состоит в том, что Богородица «Агиосоритисса» изображается обращенной вправо и держащей бумажный свиток в руке. А список этот содержит просьбы Богоматери перед Христом.

Богородица «Агиосоритисса», которую автор, согласно его первой гипотезе, считает возможным аналогом иконы «Огневидной», берет свое название от часовни Агиа Сорос (греч. святой Раки) при Халкопратийском храме Богородицы в Константинополе, находящемся в ста пятидесяти метрах от храма Святой Софии.

Для моей истории о «Плачущих Богородицах» и «Плачущих прародительницах», в данном случае, значимо то, что этот самый «Храм Богоматери Халкопратийской» был построен при попечительстве всё той же самой Пульхерии - старшей сестры императора Феодосия II (402 - 450 гг.).

Я говорю «все той же», потому что именно Пульхерии подарили Филермскую икону Божией матери - святыню «Мальтийского креста», которая сначала из Антиохии была перевезена в Иерусалим, а затем из Иерусалима в Константинополь.

Халкопратийский Храм, известный иконой «Агиосоритиссой» служил местом хранения ещё и Пояса Богородицы. «В честь этой реликвии в Православной церкви и установлено празднование - «Положение честного Пояса Пресвятой Богородицы», совершаемое 31 августа.При императоре Аркадии (395-408 годы) пояс был перенесён в Константинополь и помещён в золотом ковчеге за царскою печатью в Халкопратийскую церковь. Ковчег вскрыт при императоре Льве VI Мудром (886-912 годы) и в нем был найден Пояс, опечатанный золотым хрисовулом императора Аркадия, содержащим точную дату его положения - 31 августа».

Есть разные легенды об этом «Поясе Богородицы». Мне импонирует история о том, что Богородица «бросила с неба» этот пояс апостолу Филиппу.

«Храм Богоматери Халкопратийской и Храм Святая София имели единый причт.

Сам же «Эпитет» Богородицы «Агиосоритисса» впервые встречается на печатях ок. 1040 г. и на монетах ХII в. времени Мануила I Комнина.

Но, в отличие от Византии, в греческой традиции подобные иконы именуются как Параклесис (Просительница), чаще всего (особенно в искусствоведении), этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну».

В конечном счете, проведя сопоставление иконы «Огневидной» с иконой «Агиосоритисса» автор исследования об этих «Огневидных» иконах пришел к выводу о том, что они разные.

При этом, в своих выводах он обращает внимание на то, что культ иконы Божией Матери «Огневидная» возник на территории тогдашней Российской империи не ранее 18 века. Причем, он не был распространён на территории нынешней Украины и Белоруссии.

Далее идет дискуссионный, с моей точки зрения, постулат о том, что

«Почитание Культа иконы Божией Матери «Огневидная» с привязкой дня ее чествования, к дню, ежегодного празднования 23 февраля - «Дню защитника отчества» так же является современным и искусственно насаждаемым явлением (догмой) со стороны отдельных иерархов РПЦ МП».

Т.е. он не видит связи между судьбой Святого мученика Харлампия, поминаемого 23 февраля, и иконой «Огневидной»

А мне представляется, что эта связь есть.

Харлампий был епископом в Фессалии (Эгейского моря), т.е. недалеко от тех мест, где был и культ Дмитрия Солунского. Он умер, как защитник Христианства. Многие из тех, кто его мучили, приняли христианство под влиянием его чудес и знамений. Одним из таких знамений было даже «трясение земли», т.е. «Господь разгневался и поколебал землю…

А во время последней молитвы Харлампия развезлись небеса и к нему сошел Спаситель со множеством ангелов. «Святой Харлампий просил Его даровать месту тому, где будут почивать его мощи и почитаться его память, там не будет ни голода, ни мора, а мир, плодородие, и изобилие плодов, а людям - грехов прощение и спасение. Господь обещал исполнить прошение святого и восшел на небеса, окруженный ангелами, унося с Собой душу священномученика Харлампия, который принял, по Божией милости, кончину мирную до казни.

Главное, что я выделила в этом Житии, которое привела в очень кратком виде, Святого Харлампия хотели сжечь огнем, но он, как бы я сказала, оказался «Неопалимым».

В Житии это описано так:

«Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем. Но Сила Божия помогала святому, и он оставался невредим».

Получается, что Огневидная икона и мученик, который вышел невредимым из Огня имеют общий день их поминания 23 февраля…

И кстати, в житии святого Харлампия важно не забыть ключевое слово «Плодородие», о котором он просил Господа

Культ этой «Огневидной» иконы возник сравнительно недавно, как считают, после событий 1812-1814 годов, когда Российская империя вела войну с Францией.

Другой «Героиней» этой войны была - Казанская икона Божией Матери, которую брал с собой в поход М.Кутузов…

А вот теперь самое интересное…

Почему именно Казанская икона оказалась главной Оборонительницей и Заступницей для Маршала Михаила Кутузова в 1812 году и для Серверной Пальмиры в 1942 году ?

Т.е. почему не Смоленская или Владимирская ?

И тут я вспомнила историю Казанской иконы… («Ярославичи и Арслановичи, как ключ к пониманию тайны Казанской Богоматери и истории Рязанских князей «Московского княжеского Дома»)

Ведь её же нашли на пожарище.

И она оказалась невредимой, т.е. суть Неопалимой, посреди огня, также как и мученик Харлампий, чей день памяти совпадает с Днем иконы «Огневидной»

Продолжение следует…

Все материалы раздела «Внимание! Угрозы и тенденции»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС