Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Село Ярославовой на реке Бирь под Бирском (Абирью) Башкирия - прежняя Ungaria Magna, где в 16-17 в. появились мои, урожденной Ярославовой Н.Б. (22.2.1960), предки Ярославовы, перебравшиеся в 20 веке в Касево и Н-Березовку Ч.8

    • Альбрехт Медведь Бранденбургский, герцог Саксонский, Биллунги (1100 г.). Памятник в Берлине – «Медвежьем укрытии»
    • Альбрехт Бранденбургский - герцог Кенигсберга, член «Ордена Лебедя - Сообщества Божией Матери» (1490-1545)
    • «Золотой Медведь» с поясом-кушаком «в форме ворот» герба Мишкинского района на реке Бирь (Башкирия)
    • Икона Покрова Богоматери над Романом Сладкопевцем. Покров «в форме ворот» поддерживают ангелы
    • Данные о дер. Ярославова (Лягушина) на р. Бири. Список населенных пунктов по сведениям 1870 года
    • Ревизская сказка 1850 г. д. Ярославовой (Лягушиной) Оренбургской губ, Бирского уезда, ведомства Печенкина Приказа
    • Богородско-Уфимский храм в Кадомцево (Богородском), похожий на Сухареву башню Москвы
    • Царица Наталья Кирилловна показывает Ивана V стрельцам, чтобы доказать, что он жив. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского
    • Богородская игрушка Медведь. Богородское близ Сергиева Посада и Троице-Сергиевой Лавры
    • Медведь, привезенный в XIX веке из Тотьмы, хранящийся у московских Ярославовых
    • «Благодатная св. Анна Кашинская». Епископ Егорьевский Марк - зам. председателя ОВЦС РПЦ
    • Родословие св. Анны Кашинской от князей Муромских, св.Михаила Черниговского и Мономаховичей
    • Кашинские Ярославовы –Медведевы (от Якова Медведя), «Служилые люди князя Юрия Дмитровского»
    • Ярославов Богдан Иванов сын и Ярославов Дмитрий Иванович, упоминаемый на гербе дворян Ярославовых 1545 г.

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

26-28 августа 2012 года - Успение Пресвятой Богородицы

Медвежье имя - Бир (английский и польский - bear,, немецкий - B?r), также как и медведь в геральдике объединяют город Бирск, получивший свое имя от названия реки Бирь, и город Берлин, основанный Альбрехтом Медведем маркграфом Бранденбургским и герцогом Саксонским из рода Биллунгов, к которому, ряд исследователей, относит и Рюриков. При этом, толкуя название города Берлина многие переводят его, как «медвежье логово» или «медвежье укрытие».

О подобном же «укрытии» напоминает и Медведь на гербе Мышкинского района Башкирии, по территории которого протекает река Бирь. Необычность этого герба в том, что в отличие от ярославского Медведя, он не с топором, а - с Покровом !

Т.е. ассоциативно - это икона Покрова Божией Матери, причем в самых ранних версиях, когда Покров был над её головой. Но вместо Богородицы - Медведь ! В ином случае, в этой композиции можно увидеть аналог иконы Романа Сладкопевца, которого защищает своим Покровом сама Божия Матерь.

Различие в том, что на гербе Мишкинского района Богородица дает уже свой Покров - Медведю с реки Бирь, изображенному в обрамлении пчелок и цветов, где в последние годы царствования Бориса Годунова, как раз, и возникла деревня Ярославовой.

Второе имя саксонского герцога Альбрехта - Медведя (1100 г.р.), основавшего «медвежье укрытие» - Берлин и указывающее на некие его личные качества, напоминает мне Ярославова Якова Медведя из города Кашина (1503 г.), кашинского боярина Григория Медведя (1567 г.), вместе с его сыном Арсением Григорием Медведем, именуемых позже Ярославовы - Медведевы, а также Богдана Медведя, получившего в 1604 году земли под будущую уфимскую дер. Кадомцево (Богородское тож), от которой, в том числе, и формировался город Уфа.

В исследовании «Уфимское дворянство в конце XVI - первой трети XVIII вв») к 1604 году относится упоминание Богдана Медведя, в следующем контексте:

«…жители Новой Слободы Максим Кадомец и Богдан Медведь «с товарищи» наделены были … земельными угодьями, в том числе и пашней вдоль Уфы реки».

Если, при этом, принять во внимание тот факт, что Уфа основана Михаилом Нагим - потомком Тверской княгини Ярославы Ярославовой - дочери Великого князя Тверского Ярослава III Ярославова, а Кадомцево Богдана Медведя перечисляется в текстах рядом с деревней Ярославовой, стоящей на берегу реки Бири, в частности, в «Истории Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX в.», то получается, что Ярославовых сопровождали не только Соколы и Волки, т.е. Соколовы и Волковы, но и Медведи, от которых далее возникла фамилия Ярославовы -Медведевы и даже Матвеевы («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»).

Причем этот вывод подтверждают и данные родословия башкирской ветки уже XIX века, согласно которым воспреемниками при рождении моего прапрадеда Семена Захаровича Ярославова были: Медведев Косьма Иванов и его дочь Колмина (?) Медведева. Причем прадед Семен Ярославов, также как его сын и внук, крещенный на Покрова Божией Матери 14 октября (н.ст), тоже появился на свет в важную дату - 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому стилю, т.е. в еврейский Новый год Рош-аш-Шана. Крещен он был 3 сентября ст. стиль и 17 сентября по новому стилю.

Река Бирь, замечу, есть ещё в Еврейской автономной области (ЕАО)

Цитата же из истории Башкирии, о которой я веду речь, сообщает, в частности, о следующем:

«В конце XVI - начале XVII вв. возле Уфы появились дворцовые селения: Новая слобода, деревни Кадомцево и Максимовка. Затем количество дворцовых сел увеличилось. Значительная часть их приходилась на Осинскую дорогу. В первой половине XVII в. здесь существовали починок Каргинский, села Богородское, Красный Яр, Покровское, деревни Осиновка, Буручово, Ярославово, Баженове, Юрмаш, Старые и Новые Атикеевых. На земле башкир Шамшадинской и Калнинской волостей выросла деревня Бирь».

Как видим, Ярославовы и Богдан Медведь прибыли за Каму, на территорию современной Башкирии, примерно в одно и тоже время.

Причем, к этому же периоду относится упоминание и некого Ярославова Богдана Иванова сына, но - в Рязани, великая княгиня которой - Анна Рязанская как раз и усилила казаков - Доном.

Называется этот Богдан Ярославов рядом с князьями Ярославовыми - Оболенскими, а также Ярославовым Федором Леонтием сыном Алексеевым и Ярославовым Андреем Леонтьевым сыном Алексеевым, позже - Алексеевы («Список лиц, указанных в актах служилых землевладельцев XV - начала ХVII века»).

К.В.Баранов в его статье «Заметка о происхождении Паисия (Ярославова): Исследования по истории средневековой Руси: к 80-летию Юрия Георгиевича Алексеева» М.-СПб., 2006 г.» рассматривает родословие Леонтия Ярославова и его сыновей, с целью исследования предполагаемого родства с Паисием (Ярославовым), которое видится автору вполне реальным. Леонтия Ярославова, совладельца большой иммунитетно защищенной вотчины, также как его брата Никиту Ярославова и Василия Ярославова К.В.Баранов относит, предполагаемо, к служилым людям ярославского великого князя Александра Федоровича. Вывод сделан, с учетом того, что вотчина Л.А.Ярославова находилась в Черемошском стане Ярославского уезда.

Паисий (Ярославов) в XV веке получал земли в Ярополче и Ростоке близ Москвы. Эти земельные вотчины были за пределами ярославских земель. И по времени они были связаны с 1472 годом, когда Принц Псковский Ярослав Оболенский - родоначальник князей Ярославовых-Оболенских организовал в Пскове встречу Софьи Палеолог - будущей супруги Ивана III.

К XV-XVI веку относится упоминание Ярославовых от Ярославова Медведя. Но они позже именуются служилыми людьми Великого князя Юрия Дмитровского, воспреемником которого был опять же Паисий (Ярославов).

Был ли Богдан Ярославов тем же самым Богданом Медведем, на землях которого «со товарищами» появилось уфимское Кадомцево, сказать сейчас однозначно трудно.

Но башкирские земли осваивали стрельцы и монахи Саввы Сторожевского и Троице-Сергиева монастыря, основавшего в 1570 году первый в Башкирии Уфимский Сергиев монастырь:

«Первым монастырем края стал мужской Уфимский Сергиев, основанный в конце 1570-х годов выходцами из Троице-Сергиева монастыря вблизи стен Уфимской крепости на берегу Белой. О нем известно немного - собственных вотчин не имел, содержал перевоз через реку»

Стрелецким же головой, спустя пол века, был не кто иной, как глава Посольского приказа, боярин Артамон Сергеевич Матвеев (1625-1682), сын С.Матвеева, из Ярославовых-Медведевых («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»).

Прямым напоминанием об участии стрельцов в истории Кадомцево, переименованного в 1621 году - в Богородское, является архитектурная уникальность «Богородицко-Уфимского храма»).

Храм визуально повторяет московскую Сухареву башню, построенную в Москве в 1692-1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города. Петр I назвал её в честь полковника стрелецкого войска Лаврентия Сухарева, доказавшего свою верность царю во время стрелецкого бунта 1682 года. Именно во время этого бунта и был убит боярин Артамон Матвеев, защищавший маленького Петра и его мать - царицу Наталью Нарышкину.

Причины стрелецкого бунта описаны в статье «К 330-летию Московской смуты 1682 года».

Я представлю эту историю ещё и потому, что главные её герои упоминаются в серии статей под общим названием «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)». Ведь Храм Ионна Предтечи, в стене которого находятся закладные доски Ярославовых, благословлен к строительству патриархом Иоакимом - весьма близким Артамону Матвееву. Причем Романовы и ныне считают этот храм одной из главных для них святынь.

История же бунта, ставшего последним для Артамона Матвеева (Ярославова -Медведева) такова:

«…22 стрелецких полка считались элитой вооружённых сил России. Стрельцы получали от казны жильё, жалованье, землю, право на беспошлинную торговлю и занятия ремеслами. Служба в стрелецком войске была выгодной, туда старались записать детей и родственников.

Однако со временем из-за финансовых проблем жалование стрельцам выплачивалось нерегулярно, старшие командиры стрелецких полков часто злоупотребляли своим положением и недовольство стрельцов росло.

Причем все это происходило на фоне недовольства значительной части русской аристократии. Боярство было ущемлено отменой местничества. Часть служилого, дворянского сословия предпочло бы власть боярина Артамона Сергеевича Матвеева, руководителя русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, близкого Нарышкиным, чем бездарного Ивана Милославского…

Ситуация усугубилась со смертью царя Федора Алексеевича в 1682 году

Федор III Алексеевич не сделала распоряжения относительно престолонаследия. Партия Нарышкиных во главе с патриархом Иоакимом решила занять престол. Патриарх подготовил должным образом высшее духовенство… Решил не ждать созыва Земского собора и … - спросить у народа. Иоаким вышел на Красную площадь и обратился к людям с вопросом - кого они хотят видеть царём?…

Понятно, что власть принадлежала матери - Наталье. Наталья возлагала большие надежды на боярина Артамона Матвеева. Он должен был сформировать новое правительство. Матвеев не торопился, ехал из ссылки медленно. Встречали его везде с большим радушием, все понимали, что перед ними реальный правитель России. В его отсутствие царица доверила управление страной отцу и братьям. Они вели себя глупо, возгордились возвышением…

Боярин Матвеев прибыл в Москву только 11 мая. И тут люди его радостно встречали, старались заручиться его расположением. Совершались визиты, пошли пиры. Приходили и делегации стрельцов, Матвеев обещал разобраться в их делах.

Милославские не стали ждать и начали восстание. Стрельцы пошли к Кремлю…

Матвеева многие стрельцы уважали, говорил тот ласково. Боярин пообещал, что инцидент не будет иметь последствий. Ситуация стабилизировалась. Проблема была в том, что не было офицеров, чтобы увести людей. Люди опять начали бузить. В ситуацию вмешался только Михаил Долгорукий (сын главы Стрелецкого приказа). Он попытался в одиночку успокоить толпу. Его схватили и бросили на копья. После того, как была пролита кровь, сторонникам Милославских было терять нечего, и они ринулись во дворец и убили Матвеева…

В Троице-Сергиев монастырь были вызваны верные войска из Москвы - Сухарев полк (стрелецкий полк, не принявший участия в восстании), солдатские и рейтарские части, верные бояре и дворяне царского двора…»

Вот в связи с этой стрелецкой историей, когда решалась судьба власти Петра I, он и запомнил хорошо Сухарев полк, увековечив память о нем Сухаревой башней. «Рефрен» башни позже появился в Кадомцево (Богородском).

Обращу внимание, что события о которых идет речь выше, имели место спустя 80 лет после того, как Богдан Медведь получил земли на реке Уфа, где им и было основано село Кадомцево. Однако, последовавшим позже, напоминанием о Сухаревой башне (1877 год), была проведена прямая параллель между стрельцом уфимского Кадомцево - Богданом Медведем и Медведем - Артамоном Матвеевым.

Весьма важно то, что Богородско-Уфимская церковь, напоминающая Сухареву башню, была построена при Уфимском голове - Д.С.Волкове, написавшем гимн к 300-летию основания Уфы. Этот гимн я цитирую ниже и в нем ответ на многие вопросы истории рода Ярославовых, «за Камой»

Судьба самой Сухаревой башни была такова:

«С апреля 1700 года Сухарева башня перешла во владение к Навигацкой школе, а история школы тесным образом связана с именем Брюса, которого в столице величали не иначе, как Брюс-Колдун. Народная молва быстро окрестила его колдуном и чернокнижником. Удивительные достижения Якова Брюса в астрологии, медицине, химии и механике в сознании обычных людей того времени не укладывались. Отсюда и появились легенды о «чародее», который предсказывал судьбу по звездам… Ходили легенды, что Яков Брюс якобы владел волшебной «черной книгой» царя Соломона, книгой, которая открывала ему все тайны, с помощью которой он мог узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано… Считалось, что книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате в Сухаревской башне, куда никто не решался войти. Когда в 1735 году Брюс умер, Екатерина I собственноручно перерыла обсерваторию на башне и научный архив графа, хранившийся в Академии наук… Поиски были тщетны, и императрица повелела башню опечатать и поставить караул, который был снят только в 1924 году! Почти два века минуло, Россия переживала войны, революции, крушение царской власти - а караул все стоял!» («Тайна Сухаревской башни»).

Непосредственно с этим Яковом Брюсом прямо общался боярин Артамон Медведев, о чем рассказывалось в статье «От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»:

«…Петр I был воспитан матерью под влиянием шотландского и английского духа, передавшегося Наталье Нарышкиной от леди Гамильтон (супруга Артамона Матеева). Более того, «Яков Брюс - шотландец королевских кровей, ставший для Петра I идеальным проводником в королевское научное общество Англии», тоже появился в его окружении благодаря матери Наталье и воспитавшей её - семье боярина Матвеева…» («Невьянские тайны» Горного генералитета России: «Могильное золото» персов, как рок Романовых и «казны Форт-Росс»)

Не без участия Якова Брюса был создан Приказ рудокопных дел, затем реорганизованный в Берг - коллегию. Историк В.Н. Татищев был назначен главой Берг-коллегии после Якова Брюса и основал город Екатеринбург с его Медведем на гербе…

Как пишут: в переводе на русский язык слово «Берг» (нем. Berg) означает «гора». Однако и здесь есть составляющая Бер - Медведь. С учетом того, что на биржах Медведем символизируют игру на понижение, то Берг,скорее, - движение вглубь горы и недр.

В конечном счете, описанный альянс Якова Брюса и Артамона Матвеева повлиял и на судьбу моего отца Бориса Ярославова, который окончил Свердловский горный институт в современном Екатеринбурге и стал рудознатцем («Горный геолог Борис Романович Ярославов и староверы - собственники российских приисков: какая «горная тайна» их роднит?»)

Ну а поскольку, Артамон Матвеев был сыном Сергея Григорьевича Ярославова - Медведя или иначе кашинского вотчинника С.Г. Медведева (Матвеева) - сына Г.Медведева Ярославова, то вот эти два Медведя, как уже сказано: Артамон и Богдан в Кадомцево (Богородском), также как и «рефрен» в уфимском Богородском Сухаревой башни, являются серьезным указанием на их родство.

Представленное последовательное изменение фамилий описано в исследовании М.М.Бенцианова «Служилые люди князя Юрия Дмитровского». К тому же: «В XVII веке Сергей Матвеев был послом у турецкого султана Магомета 1V и персидского шаха Аббаса 11». А на этом турецком направлении к дипломатии привлекались лишь представители особых родов («От боярина Медведева-Ярославова (Матвеева) до «алхимического» плана Исаака Ньютона для города Петра I»).

С учетом всего сказанного выше, создается впечатление,что речь идет не просто о родстве, а об участии в некоторой, реализующейся через века общей идее.

И я уверена, что эта идея выражена в гимне Уфимского воеводы Д. С. Волкова, написанном в 1886 году, к 300-летию основания Уфы.

Приведу его полностью, потому что в нем - важнейшие историческое свидетельство о «горсти богатырского племени, заброшенном в предгорье Урала, на границу с Азией» для воплощения глобального стратегического замысла, расписанного на многие века вперед:

На подножье Урала, далеко от родины милой,
В самом сердце степей и лесов безграничных,
Три века назад, по наказу Царя
Заброшена горсть богатырского племени.
Царем было крепко наказано день и ночь
сторожить Русь от Азии.

Срубили Дубовый острожок стрельцы
на диком утесе, где быстрые реки,
сбежавши к долинам сплелися узлом,
Где средь липовых рощ и душистых лугов
на Волошке-Белой пустынных волнах,
Лишь крик лебедей раздавался…

Могучее семя орлиным гнездом отразилось,
Крепко засели орлята в замке нагорном…
Их мало, помощь своих далеко…
Но была велика их отвага и стойкость…»

Со всей очевидностью, к этому богатырскому племени относился и Богдан Медведь, и Ярославовы, и Челяндины - потомки Акинфа Великого, именем которых сначала назывался Бирск (Челяндино).

Сам автор этого гимна Дмитрий Семенович Волков происходил из семьи протоиерея. В 1862 г. он окончил Московскую духовную академию, и 5 ноября 1862 г. был определен наставником греческого языка в Тверскую духовную семинарию.

Т.е. его судьба также связана с Тверью, как у большинства участников этой Бирьской истории («Святыни села Волкова. Уфимская митрополия»)

Биография этого незаурядного человека представлена в статье М.Ковалевой «Уфимский и Орловский городской голова Д. С. Волков»

«11 апреля 1863 г., по приглашению губернатора Г.С.Аксакова, Д.С.Волков поступил в Оренбургское губернское правление. А спустя 11 лет, 7 декабря 1874 г. Д.С.Волков был избран городским головой Уфы.

Уфимским головой он оставался на протяжении трех четырехлетий до 1886 года (по теме «Омский музыкальный театр: А.Н. Волков - внук Р.С.Волкова»)

Таким образом, гимн 300-летию Уфы создавал человек. прекрасно знавший историю города Уфы. При этом он был ещё и преемником знания Г.С.Аксакова. («Родословие Ярославовых-Волковых. Палаты Волковых-Юсуповых, Соколиный дворец и современная дипломатия…»)

Свой труд по составлению истории Уфы Д.С.Волков начал в 1885 году. Он также учредил городской общественный банк, общество взаимного страхования, общество любителей пения…, что имеет отношение к этой истории, поскольку навычай князьям петь в хоре заповедал ещё Великий князь Михаил Ярославов Тверской, о чем говорится в романе Дмитрия Балашова.

«Восьмого декабря Василий Михалыч Кашинский, брат тверского великого князя Ивана, был в своем селе Стражкове на вечерне и пел в хоре (навычай, заповеданный еще великим Михайлой Ярославичем в начале прошлого столетия: - святой князь сам пел в созданном им церковном хоре, - все не кончался и не кончался в Тверской земле)…»

В том, что Ярославовы - пели, и пели, в том числе, в хоре Чудова монастыря или монастыря архистратига Михаила, куда брали только представителей древних родов, мне видится отражение этой традиции» («Наследуемая власть… «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»)

Василий I Михайлович Кашинский - это сын Великого князя Михаила Ярославова Тверского. Возможно поэтому династия Ярославовых Медведей : Якова, Григория, Арсения и была связана с этим древним городом Кашиным (Василий Михайлович Рюрикович).

В 1352 году - Василий Михайлович Кашинский получил в Орде подтверждение своих прав на Тверь. С этого времени между ним и его племянником Всеволодом Холмским началась борьба за обладание Тверским столом.

В 1362 год - Василий I Кашинский заключил перемирие со своим племянником Михаилом Александровичем (внуком Михаила Тверского) в споре за Тверское княжение у села Андреевское (ныне - деревня Мизгирево Кашинского района).

Обстоятельства складывались так, что с целью достижения некого согласия между враждующими Тверскими и Московскими князьями, Михайлович Васильевич Кашинский (сын) заключил брак с Василисой - дочерью Великого князя Московского Симеона Гордого - сына Ивана Калиты. По этой причине его отношения с тверскими родственниками складывались не просто (по матери, Василиса была из Гедеминовичей).

К тому же, с Дмитрием Донским Московским уже князь Василий II Кашинский ходил в поход на Тверь.

По мирному договору, заключенному в том же году, Кашинский удел был признан независимым от Твери и отдан под защиту и покровительство Московского княжества (Князь Василий Михайлович Кашинский).

Матерью Василия Михайловича Кашинского была ростовская княгиня Анна Дмитриевна, известная как Святая Анна Кашинская («Анна Кашинская»). Это дочь князя Дмитрия Борисовича Ростовского и племянница его родного брата князя Глеба Борисовича Ростовского и Муромского, упоминаемого в Сказании Паисия (Ярославова) о Спасо-Каменном монастыре. Именно Глеб Борисович князь Ростовский и Муромский попал в бурю на Кубенском озере и по обету построил Спас-Каменный монастырь на его острове.

Сама Анна Кашинская, по её бабушке княгине Муромской - Марии Ярославне, относится к потомкам князя Ярослава Юрьевича Муромского (1248 г) и князя Ярослава Святославича Муромского (1097-1129). Можно сказать и так, что Анна Кашинская - мать Василия Михайловича Кашинского относится к потомкам Муромских Сивилл («Масонская табакерка Ярославовой - Брянчаниновой, Академия Наук Петра I, Дубровицы и Архангельское», Ч.5).

О самих Кашинских князьях пишут так:

«Кашинские князья - единственно из всех удельно-тверских князей добились выдающегося положения и настолько усилились, что вели, и не без успеха, борьбу даже с Тверью» («Тверские и удельные князья»)

Географически город Кашин расположен на берегу реки Кашинки (левый приток Волги), в 150 км от Твери, в 180 км от Москвы, недалеко от границы с Ярославской областью. Т.е. у него есть выход на Волгу, а следовательно: и на Каму, и на Дон. В настоящее время Кашин с Москвой связан маршрутом: Москва - Сергиев Посад - Нерль - Калязин - Кашин.

«Город Кашин, подобно священному Иерусалиму, построен был по редчайшей в мире крестово-круговой системе, куда органично вписывается природный ландшафт. И потому казалось, будто сама природа рождала то необыкновенное душевное состояние «места освященного свыше», которое знакомо любому верующему человеку» («Экскурсия в прошлое Кашина»)

Приведенная мною цитата сопровождается картой, на которой река Кашинка делает знакомую мне «петлю», уже выделенную мною - в Бирске и Рыбинске. Отсюда можно сделать предположение, что и Рыбинск с Бирском построены также по крестово-круговой системе.

Приведу ряд сведений из истории Кашина, которые объясняют, одновременно, и историю рода Ярославовых.

«Стремление удела к политическому самоутверждению проявилось и в том, что здесь чеканили собственную монету, вели летописную работу. В Кашине была подготовлена особая редакция Свода 1425 года. Отсюда происходит уникальный манускрипт - Книга Кааф 1415 года (толкования блаженного Феодорита Киррского на Пятикнижие Моисея.). Город той поры являлся крупным торгово-ремесленным центром, поддерживавшим контакты с купцами из других русских земель и из Литвы. Кашинские мастера-горододельцы участвовали в строительстве деревянных укреплений Твери и Вертязина (ныне село Городня). В 1426 году тверской великий князь Борис Александрович ликвидировал непокорный удел.

Незадолго до смерти Иван III восстановил для своих сыновей уделы. Кашин был отдан в 1504 году Юрию Ивановичу. Центром его владений являлся Дмитров…

Кашин перестал быть заметным на политической карте России. Бывший удел превратился в уезд, в состав которого входили несколько станов и волостей. Но за городом закрепилась роль крупного церковного центра. Тверские иерархи именовались с XVI века и Кашинскими»).

Упоминание судьи в Кашине Ярославова Якова Медведя относится к 1503 году. Через год, что ясно из процитированного, Кашин передали Великому князю Юрию Ивановичу Дмитровскому, который как раз и ассоциируется у меня с «Юрьевой волной».

Ровно после этого, Ярославовы Медведи упоминаются уже как Служилые люди князя Юрия Дмитровского.

В названном выше исследовании М.М.Бенцианова «Служилые люди князя Юрия Дмитровского» Ярославовы упоминаются уже так:

«…написание некоторых фамилий исправлено по музейному списку дворовой тетради (Сила и. Морин, А. и С. Г. Медведевы-Ярославовы).

…достаточно определенно можно говорить также о принадлежности к рядам старых кашинских вотчинников для и. и. Свиблова, А. Ф. Спешнева, т. Суровцева Чабукова, В. П. и Ю. А. Ромейковых, Д. А., Ляпуна и Д. Курбатовых Шишкиных, И. и Р. В. Колзаковых, И. и Ф. В.; К. А. и В. А. Баклановских, Ф. А. Багримова, а также для

Г. Медведева Ярославова и его детей А. и С. Г. Медведевых (Матвеевых)…»

Именно этот Дмитровский князь Юрий Дмитриевич, воспреемником которого был Паисий (Ярославов) - игумен Троице-Сергиевой Лавры, как уже сказано, ассоциируется у меня с темой «Вербное воскресенье, Юрий Вербный и «Юрьев сигнал».

Свое толкование я давала в недавней статье: «Политическая топонимика» кремлевских ВИП-чиновников и силовая триада времен Смуты: «казаки, татары и поляки»:

«В попутчики мне «случайно» и неоднократно попадали Юрии Ивановичи.

А Юрием Ивановичем был Великий князь Дмитровский - второй сын великого князя Московского Ивана III. На его средства был построен сохранившийся до наших дней Успенский собор в г. Дмитрове., служивые люди которого претендуют на первенство в основании Дмитровска - Камышина на Иловлинском волоке.

О Великом князе Дмитровском Юрии Ивановиче пишут так:

«…обладал наибольшими правами на престол, после смерти его старшего брата Василия III, в период регентства Елены Глинской при малолетнем Иване IV»

Великая княгиня Анна (Васильевна) Рязанская была родной сестрой Ивана III - отца Юрия Ивановича Дмитровского. Поэтому вполне объяснимо появление Ярославовых (в т.ч. Алексеевых) и в Рязани.

И судя по времени прибытия Богдана Медведя, Ярославовых и Челяндиных в район реки Белой и реки Бирь (Забелье) все они относятся к потомкам Тверских и Кашинских Ярославовых, включая потомков Ярославова Медведя.

Прямая связь Ярославовых с Дмитровым - столицей в т.ч. Кашинского удела в начале XVI века, а также с Дмитровским князем объясняет и уникальную историю с редким Евангелием из города Дмитрова, ранее упоминаемую мною в статье «Три древних «Кремлевских» захоронения в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне: чета Ярославовых и грузинский владыка Роман (князь Эристави)»:

«Васильев - такова была фамилия священника из Дмитрова, подарившего рукописное, оформленное финифтью и чеканкой Евангелие, Храму Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне, с его тремя закладными досками: четы Ярославовых и грузинского владыки Романоса. Ранее, в истории рода Ярославовых, эта фамилия Васильев встречалась мне только дважды…

Второе упоминание Васильева связано со Смоленским Собором города Уфы, история которого стала мне известна в ходе поиска информации об Адриане Пошехонце и иноке Ионе Пошехонце. След этого инока от Пошехонья, в сторону Николо-Березовки и Верхотурья совпадает с передвижением уральско-башкирской ветки Ярославовых и ассоциативно напоминает о культе Иоанна Воина, особо характерном для храма Рождества святого Ионна Предтечи на Пресне в Москве…

В 1593 году царь Фёдор Иоаннович пожаловал протопопа Казанской церкви Адриана и весь причт участком земли от места «глаголемого Усолье до реки Уфы и городища». В 1636 году протоиереем Смоленского собора был Стефан Васильев…».

Я думаю именно с этим Стефаном и связана вторая версия легенды о явлении Казанской Богородицы, хранящейся в Смоленской соборе.

Хотя на самом деле Стефан Васильев, скорее, имеет отношение к появлению Смоленского образа в этом же Смоленском соборе Уфы. Поскольку его годы жизни относятся уже к временам царя Алексея Михайловича Романова:

«Смоленский Собор в Уфе был назван «по следующему поводу: «когда поселенные в Уфе смоленские шляхты, видя со всех сторон угрожающие действия от волнений иноверцев, пожелали иметь у себя для заступничества копию с чудотворного образа Смоленской Божьей Матери, то посланная с дозволения царя Алексея Михайловича депутация перенесла на руках из Смоленска в Уфу желаемый образ, который был поставлен в Уфимском соборе, отчего он и назван Смоленским».

Казанский же образ был явлен ещё до рождения царя Алексея Михайловича.

И прежде чем он был перенесен в Смоленский Собор Уфы, - хранился в Кадомцево, переименованном в Богородское после явления иконы

В 1621 году, на землях отведенных Богдану Медведю и его сотоварищу по имени Кадомец, около села Кадомцево забил святой ключ, где вскоре был обретен известный Казанский образ Божией Матери, хранившийся позже в Смоленском Соборе.

Есть, как уже сказано, несколько версий легенды о появлении этого оберегаемого образа Казанской Богородицы.

Из этих версий мне близка следующая.

«молодой девушке на болоте близ села было явление женщины, которая приказала зайти в болото, ничего не боясь. Молодая крестьянка, словно божественной силой, прошла по топи, не проваливаясь, и обнаружила икону» («Богородицко-Уфимский храм»).

Редкое упоминание о явлении Женщины, дающей указания. Чаще в таких легендах бывают «приказы», полученные во сне, или слышимый во сне голос.

Святой этот источник, как пишут, был неистощимым все 400 лет, до тех пор пока коммунисты, после тщетных попыток затаптывания и закапывания., не залили его бетоном.

С подобным остервенением они, по - моему, боролись только с местом явления Табынской иконы Божией Матери, где трижды являлась сама Божия Матерь.

Поскольку явлена икона была на камне, то камень этот взорвали, а пещеру с соляным источником попытались завалить:

«Над святыми ключами часовню сначала пытались перестроить в лечебницу. Но каждый день ванны лечебницы были полны змей. Больные боялись ЖЕНЫ, одетой в черное, постоянно появляющейся у часовни и обходящей ее, говорят, что Она плакала, и было очень страшно и жутко. Почти все отказывались здесь лечиться. Лечебницу перестроили, разместив рядом, но Матерь Божия не допускала осквернения.

По требованию журнала «Наука и Религия» часовня и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны. Но воду не остановить, тем более, что это источник духовный, пьющий который не возжаждет вовеки…» («Табынская икона Божией матери»).

Земельный удел около Табынска пытался купить уже перед революцией 1917 года Ярославов Семен Михайлович - двоюродный брат моего прадеда Василия Семеновича Ярославова. Земля, являвшаяся объектом сделки называлась «Земля владения Балажунской колонии, из дачи под названием «Бишь аул - Курпечь Табынской волости» (недалеко от дер.Шеланы Александровского товарищества). Однако после революции этот план М.С.Ярославова не мог быть реализован. Тем более, началась борьба против Святых мест.

Чего же так боялись те, кто заливал бетоном святые источники, боролся с камнями и родниками?

Быть может, они боялись Покровительницы вот этого самого Медведя, знаменитые игрушки которого создавались в Богодском Сергиева Посада, близ Троице-Сергиевой Лавры Москвы, - одноименном уфимскому Богородскому (Кадомцево)? («Богородская резьба»).

Эти «Богородские медведи» напомнили мне резного медведя из Тотьмы, хранящегося уже более 100 лет у московских Ярославовых.

Довольно устрашающий вид имеет этот «тотьминский мишка».

Внучка Марии Ярославовой - Надежда пишет о нем так:

«В родительском доме в Ашукино хранится богородская игрушка - деревянный

медведь, которая, как и резная миниатюра Хрустачёвых, была привезена в 19 веке из

Тотьмы. Город Тотьма находится в Вологодской области.

Интересно, не являются ли эти предметы свидетельством связи ярославских и

вологодских Ярославовых, и не были ли они приобретены в Тотьме Ярославовыми с

оказией, во время приезда к своим вологодским родственникам?»

Замечу, что тему медведя я часто обходила, с целью - сбалансировать её с лебедиными образами. Тем более, о медведях очень любят писать русские мужчины. Причем о балансе, в отличие от меня, они чаще всего не думают.

Однако вот в ситуации с родиной моих предков - деревней Ярославовой, этого Медведя не обойдешь.

Не случайно его особо почитал мой отец Борис Романович Ярославов. Он был склонен к философским размышлениям о том, «как просыпается русский медведь».

А его краткие «политические строки» о Медведе от октября 1994 года даже стали пророческими:

А от Думы прока нет,
Обсуждают сплетни,
Депутатов всех за ложь
Отстегать бы плетью.
Чтоб никто не смел орать.
Говорил не бредя,
Надо нам туда избрать,
Самого Медведя.

(Борис ЯРОСЛАВОВ Сборник стихотворений разных лет «Где-то рядом плутала удача…». Сборник издан при поддержке Русского национально-культурного объединения Тюменской области «ЛЕБЕДЬ»).

С Медведем, в конечном счете, в Думе получился «перегиб», потому что ныне там вообще мало кто говорит. И Дума имеет не много общего с древним русским вечевым строем, которому, в свою очередь, уделял внимание Николай Павлович Ярославов. И я солидарна с ним в том, что русская демократия - это демократия Новгородского Вече. При этом к его акценту о малочисленности добавлю - личное знакомство тех, кто участвует в Вече. Т.е. в принятии решений участвовали представители родов, давно знающие друг друга. Изучая этот вопрос, я определила это для себя так, в статье: «Соборная Душа России: Соборная Кровь и Соборная Жизнь народа», в частности, в её главе «Местное самоуправление по правилам самоорганизации «золотых наночастиц»:

«В исконной древней Руси самоуправление было основано на том, что все члены этого «местного самоуправления» (деревни, села, хутора) знали друг-друга. «Знали друг друга» - это ключевое. Это фундамент самоорганизации и самоуправления. Это значит, доверяли друг другу и были взаимно уверены в благородстве и порядочности. Пришлого человека могли пустить жить только на окраине деревни под надзором. Но при первой же провинности «вышвыривали», как только выяснялось, что он «не равный» по состоянию совести и честности. Это тоже своего рода кастовость…»

О,своего рода, «Золотой системе управления» пишет и Дмитрий Балашов:

«Золотое зерно, Золотая Русь. За землю эту стоило драться, и владеть ею хотели все»… «Путешествующий западный рыцарь Гильбер де Ланнуа писал в начале XV столетия, что реально управляет Новгородом избранная господа - «триста золотых поясов».

Читая книги Балашова, я довольно четко поняла, что:

«В годы противостояния между Михаилом Ярославовым Тверским - Царем Росов и Юрием Даниловичем, в то время князем Переяславским, заметно выросла политическая роль древних родов - потомков мурзы Чета Захария- Зерно, Бяконтов, тверского боярина Акинфа Великого, а также новгородского «Ордена Золотых поясов», от поддержки которых зависела судьба «Царства Росов», в т.ч. царств: Владимирского, Тверского, Новгородского, Суздальского и Московского…» («Наследуемая власть … «Золотое зерно, Золотая Русь», потомки Захария - Зерно и Золотые Новгородские пояса»).

Вот эти «Золотые пояса»,вероятно, тоже можно назвать той самой «горстью Богатырского племени, которую забросили на границу с Азией».

Причем на этой границе с Азией находилась даже не столько Уфа, сколько Бирск и деревня Ярославовой на реке Бирь.

На такую географическую привязку дер. Ярославовой к реке Бирь указывает источник «Населенные пункты Башкортостана», - переиздание справочника «Уфимская губерния. Список населенных пунктов по сведениям 1870 года. СПб., 1877».

(Дополнения к справочнику составлены в границах административно-территориального устройства Уфимской губернии по состоянию на 1870 г., на основе архивных переписных материалов населения (ревизских сказок) середины XIX в).

Ярославова (Лягушино) при реке Бири: часовня, мельница водяная - и все. По левую сторону тракта (см. копию страницы). К этому времени мои предки Ярославовы уже переехали из этих заповедных мест в Печенкино (Рождественское тож). Другие - в Бирск.

В настоящее время река Бирь пересекает территорию Мишкинского государственного заповедника с его карстовыми озерами. Здесь удивительно высока численность рыси - около 9 особей. На перекатах реки Бирь ловят хариус.

На влажных лугах - серые цапли и журавли. Лягушек, видимо тоже много. Отсюда и появление со временем второго названия - «Лягушино тож».

Тут же - урочище Нартсаза - комплекс низинных болот. Уржумовские соляные источники. Природной достопримечательностью района является популяция лука косого (уксун). («Достопримечательности природы Мишкинский государственный природный заказник») Выделяю по той причине, что такая «деталь», как лук, часто встречается попутно истории рода Ярославовых. Например - в Сулости, совладельцем которой был некий полковник Ярославов.

Таков сегодня заповедный Мышкинский район Башкирии, по территории которого протекает река Бирь, где раньше и находилась дер.Ярославой

Медведь же этого Мишкинского района и заказника, с чего я и начала эту главу, напоминает об иконе Покрова Божией Матери.

Принимая во внимание то обстоятельство, что тема Покрова связана с Кровом и Кровью, есть основания считать, что Медведь является указанием на некую особую кровь, также, как впрочем, и шесть пчелок этого «Мишкинского герба».

Замечу при этом, что с темой Крови связана и Шехина, которую убоялся сам Тамерлан из Барисласов или иначе Бурласов («Бодончар»).

На Покрове, который держит Медведь, - цветы, названные в объяснении герба - «марийским орнаментом». Пчелы, как бы символизируют башкирское пчеловодство, а в комментариях к этому гербу сказано:

«Район расположен на стыке Прибельской увалисто-волнистой равнины и Уфимского плато…

Легенда гласит, что три века назад на месте нынешнего районного центра Мишкино были девственные леса, наполненные животными и дичью, протекала глубоководная река Иняк, богатая рыбой. Именно к этому месту в 1709 году подъехало 3 семьи переселенцев: Михаил Исенбаев, Албай Алтыбаев и Урускай Асильдин.

Навстречу новоселам на полянку у реки вышел хозяин леса и земли - Медведь. Старожилы утверждают, что такая встреча и послужила основанием для названия села Мишкино, впоследствии давшего название району. Именно поэтому центральной фигурой герба является золотой медведь

Поднятые лапы медведя, держащие серебряный кушак в форме ворот, символизируют открытость, гостеприимство, добродушие мишкинцев.

В районе в основном проживают марийцы. В связи с этим на серебряном кушаке размещен марийский орнамент, исполненный красным цветом. В марийской терминологии красный цвет обозначает цвет огня, солнца, дающих жизнь всему живому на земле. И символика этого цвета имела такую интерпретацию «солнце» - это жизнь, а его цвет «оберег». С особым трепетом и заботой население района относится к древнему занятию, передающемуся из поколения в поколение: пчеловодству. В древности пчеловодство у марийцев было бортевое» («Описание герба»)

В таком виде описание герба утверждено 12 июля 2006 года.

У меня оно не бьется с данными о том, что уже в 1641 году на реке Бирь, пересекающий этот Мишкинский район, существовала деревня Ярославовой.

В Фонде 101 УНЦ РАН, есть «грамота 1689 г., 1651, 1641 гг. крестьян деревень Баженова починка, Бурнова и Ярославова, выписки из отказных и переписных книг Ивана Опалева и Семена Волынского 1693 г.»

Первое упоминание дер. Ярославовой относится к началу XVII века. Т.е. территория заселена, как минимум, 400 лет назад. И заселена она была, после ногайских ханов, не марийцами, а русскими - представителями «горсти богатырского племени».

Марийцы появились уже позже. Когда русские служивые люди и стрельцы обеспечили безопасность на этих территориях.

То, что я восприняла, как Покров, в описании герба именуют - кушаком.

Но кушак - это Пояс…

Если только речь идет о «Золотых поясах» новгородцев и Дмитрия Донского

Да, и пчелки напоминают о пчелах Меровинга…

В статье же о медведях в геральдике пишут:

«Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Он изображён на гербах городов: Берлин, Берн, Брюгге, Екатеринбург, Новгород, Норильск, Пермь, Сыктывкар, Хабаровск, Ярославль…

Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества…

Из личных гербов характерно использование символа медведя в гербе Папы Римского Бенедикта XVI…» («Медведи в геральдике»)

Я уверена,что Медведя в германской геральдике надо связывать, все-таки, с фигурой Альбрехта Медведя Бранденбургского - колонизатора восточных земель, воевавшего с Вельфами.

Ведь Берлин знаменит именно памятником Альбрехту Медведю, который был установлен на бульваре Победы в конце XIX века, вместе с другими маркграфами, курфюрстами Бранденбурга и королями Пруссии, правившими в период с 1157 по 1888 годы. Считалось, что тем самым «прославляются Гогенцоллерны и возвышается их роль в Германской империи».

После второй мировой войны этот берлинский бульвар Победы был снесен союзными войсками, а памятник Альбрехту Медведю - сохранен в одной из берлинских крепостей.

Возможно, сделано это было потому, что Альбрехт Медведь был не только защитником Берлина, но и завоевателем.

В этом смысле, он был Медведь - свирепый, а не мирный, как на реке Бири в Башкирии.

Замечу, что вторым известным Альбрехтом Бранденбургским - был член «Ордена Лебедя», последний верховный магистр Прусского орденского государства, архиепископ Магдебургский и герцог Кенигсберга («Белая Русь: «Орден Лебедя» города «Между Богов» и место паломничества хасидов всей планеты»).

Т.е. Альбрехт - Медведь и Альбрехт - член «Ордена Лебедя - Сообщества Божией матери».

В этом видится эволюция, которую, так получилось, и отражает «Медведь под Покровом» Мишкинского заказника на реке Бирь (Бер).

Этому Бир-Бер приписывается также значение: беречь, спасать, укрывать, прятать, хранить…

Т.е. есть разные интерпретации, также как - у Богатура - Богатыря

Был,к примеру, «ростовский богатырь Дикун - Золотой Пояс, приемный сын богатыря Александра Поповича». (Три портрета с автографом. К.Г. Брендючков)

Одновременно, богатырей считают героями русских былин, но само слово называют тюркским: багадур, батур, батырь, батор.

Дискуссия по этому поводу большая. Я лишь выделю то, что Богатурами называли Арсланов - Львов. А фамилию Ярославовы местное население в Башкирии интерпретировало, как Арслановы.

В документах XVIII века фамилия Ярославовы не редко пишется как Ерославовы,возможно связана она с рекой Еруславу в Башкирии

В волго-донском междуречье близ Камышина есть река Еруслан, название которой ассоциируют с Ерусланом Лазаревичем, иначе - Урусланом Залазаровичем или Русланом…

При этом в Оренбургской области, которой одно время подчинялся и Бирск, есть город Бугуруслан.

После первой мировой войны и полученного ранения, в этом Бугуруслане, созвучном имени богатыря Руслана, жил тот самый Н.П. Ярославов, который позже описал свое путешествие по Волге и Каме…

Урсус, как часть имени Уруслан - второе имя Медведя. Вследствие этого русских часто отождествляют с Медведями - Урусами.

Мне не очень нравится знак равенства между Медведем и Русскими

Потому что Медведи чаще - свирепы.

Не случайно ведь после второй мировой войны в Берлине союзные войска ликвидировали аллею Победы, поскольку она подогревала стремление к Захватническим войнам.

Мирные Медведи с золотым поясом (кушаком) над головой, в виде Покрова, как на реке Бирь в Башкирии - эксклюзивны.

И это исключение, я уверена, обусловлено тем, что именно в обсуждаемой географической точке, дольше, чем где либо на Руси, сохранялся культ Воинов Святых.

А Воины Святые, как Дмитрий Солунский, известны как раз тем, что они выступали против войн и даже сжигали храмы Кибеллы, что сделал Федор Тирон.

Т.е. это богатыри, мудрые знанием - от Покрова Богоматери.

Я уверена также в том, что междоусобицы, которыми были особо известны князья Оболенские, Барисласы и князья Тверские-Кашинские обусловлены тем, что одни Медведи этих родов ещё - свирепые (пример- Берлин второй мировой войны), а другие уже - под Покровом Богоматери.

Это не просто диаметральные полюса. Это ещё и очень большой потенциал личного магнетизма, что предрасполагает к росту силы конфликта…

При этом: и те, и другие, формально - русские

Однако у одних «тор» удерживает эту гипер - энергию, подобно Токамаку.

А у других она выплескивает наружу - агрессией, неуправляемым Драконом или разбуженным зимним медведем- шатуном

Поэтому Богатырь, в контексте «горсти богатырского племени» - это ещё и Бога-Тор. Ведь «В канун гибели богов и всего мира Тор сражается с чудовищным драконом Ермунгадом».

Вышеописанным и объясняется, в первую очередь, родственная междоусобица.

И правильнее сказать: «Не бояре дерутся, с холопов шапки летят»

А «Князья-родственники дерутся - с холопов шапки летят»

Потому что такие столкновения, какие наблюдались на Руси, возможны только при равной крови. При этом одна из сторон конфликта - носитель такой крови - «Без царя в голове»

Продолжение следует…

©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР

© Наталья Ярославова-Чистякова

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС