Париж - Москва: выставка «летописца Русской эмиграции» Николая Дронникова
© Н.Б.Чистякова-Ярославова
6 декабря 2010 года, Санкт-Петербург
7 декабря в Москве в рамках Года России-Франции 2010, под патронатом Министерства культуры открывается выставка «Парижский отшельник» Николая Дронникова.
Презентация выставки начинается со слов: «Художник Николай Дронников, невозвращенец, уехавший во Францию в 1972 году, будет представлен в Москве своей персональной выставкой впервые. Живя в Париже, Дронников посвятил свою жизнь творчеству и сохранению русской культуры, снискав себе славу «летописца русской эмиграции».
Тюменским элитам, которые сегодня возглавили Москву, художник Николай Дронников был представлен ещё в 2005 году, в моем интервью: «Леди политика с ароматом от «Диора», или откровения Натальи Чистяковой». Тогда, пять лет назад, целый раздел этого интервью - областной парламентской газете начинался со слов Николая Дронникова: «У нас нет под ногами земли, и долго не будет…». Это строки одного из «наставнических» писем художника, адресованных мне. Газету с этим интервью я отправила тогда в Париж - Николаю Егоровичу, и получила от него в ответ слова поддержки «Наташа!!! Это ответ за газету с прекрасными твердыми мыслями. Николай Дронников» (28 сентября 2009 года).
Одна из первых книг, присланных Николаем Дронниковым, называлась «Русский в Париже». В ней был потрет Беллы Ахмадулиной от 1977 года, который мне очень нравился. И я даже отправляла его в Омск, актрисе Людмиле Ярославовой, игравшей моноспектакль «Приблизить к сердцу и уму» по стихам Беллы Ахмадулиной («Ярославль: артисты Ярославовы, костромские Волковы от Кудеяра и Волкова (Андропова)»). Поскольку Москва буквально недавно прощалась с Беллой Ахмадулиной, представляю этот портрет одним из первых.
Ещё несколько лет назад, в письмах в Тюмень, Николай Дронников писал «…в далекую Тьму Таракань Луч Света». Или так: «Тюмень, Господи, с той стороны земного шара…»… И вот теперь, в финале года «Россия - Франция», выставка художника проходит в Москве, уже возглавляемой мэром из той самой, общей со мною, «Тьмы Таракани»… Я не считаю, что мы уральцы - хуже, но мы, безусловно, были «в ссылке» и удалены от Древней истории Руси.
Однако, быть может, благодаря этому, берем её (историю древностей) более быстро, с большим восторгом и желанием.
Я, к примеру, в Петербурге часто думаю о том, как же многого я была лишена в своей жизни. Поэтому, конечно, прав художник, когда писал моей маме про их общего друга Науфаля Адылова - народного художника Татарстана: «Мы много брали друг от друга, но опыта у меня было больше, плюс столичного, а потом западного. На национальное искусство ориентировал его я, иначе от него остались бы только советские постаменты».
Ещё по первым письмам поняла, что у Николая Дронникова свой взгляд на всё. Это надо принять. Именно такой взгляд присутствует в его интервью о Владимире Высоцком («Николай Егорович Дронников»)
Нигде до него я не встречала этой четкой мысли о том, что и в Париже, из-за коммунистической принадлежности Марины Влади, Высоцкий попал в тот же самый круг коммунистов, но уже во Франции. Буквально на днях, я писала статью о подобных же проблемах в жизни Пабло Пикассо вследствие его принадлежности к французской компартии («Петербург - Париж: «Как я возвращалась к Пикассо»).
Получается, что даже уезжая из России, русские попадают в русскоязычную среду, не редко несущую на себе «родимые пятна» того, от чего они «бежали».
Хотя, столкнувшись во время своего родового поиска с судьбой В.Высоцкого, совсем с другой стороны, я поняла, что история его фамилии и его предков сыграла в его жизни не менее ключевую роль. Вот эту статью о Соколовых из Высоцких: «Ярославовы - Соколовы: таинственная могила князя Василия, кресты тамплиеров на изразцах и герб Лелива…» я тоже проиллюстрировала портретом Владимира Высоцкого, который рисовал художник Николай Дронников.
Все это очень сложные темы
Не случайно же его представляют в презентации, открывающейся выставки, как «летописца русской эмиграции».
Надо сказать, что художник немало помог мне, в том числе, на этом перепутье 2005 года. Тогда он преподал мне урок о том, что есть в мире многие процессы, обусловленные прогрессом, которые остановить нельзя, какой бы титанической энергетикой я не обладала. Поэтому каждому человеку надо - Создать себя. А когда мы Создадим себя, то и прогресс будет развиваться иначе.
И вот, когда я это глубоко осмыслила, то стала «инвестировать в себя». А то знание, которое раньше эксклюзивно и кулуарно готовила отдельным политикам, сделала публичным для всех.
Очень благодарна ему за то, что он обратил мое внимание на фрески Дионисия, которые немало помогли мне и в моем родовом поиске, и приблизили меня к миру художников. Путешествуя этими тропами, на которые он мне указал, я узнала, что строил Ферапонтов монастырь, а также пригласил Дионисия к росписи монастыря, архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф - князь Оболенский - двоюродный брат Ярослава Васильевича Оболенского - родоначальника князей Ярославовых…
Советы художника, быть может, были и немногословны, но тропу после его советов я выбирала правильно…
Однажды Николай Дронников, в одном письме моей маме, написал: « Тамара! Спасибо за дочку. За её воспитание. Хвалю. Как видишь, уже вдвоем продолжаем её учить.
Так оно и есть…
Т.е. для меня Николай Дронников - учитель и философ.
И первый художник в моей жизни… Потому что с самых первых моих дней, над моей кроватью висел портрет мамы, нарисованный Николаем Дронниковым в далекие красноярские годы, когда художники там служили в армии, а будущие учителя русской литературы были студентками Красноярского педагогического института.
-
Н.Дронников - автопортрет
-
Н.Дронников - отклик на статью «Леди политика…»
-
Белла Ахмадулина - портрет Н.Дронникова
-
Дарственная надпись к книге Стихов «Ларионов и Гончарова»
-
Письмо Н.Дронникова - Т.Ярославовой (Давиденко)
-
Виктор Голубев - один из друзей «Красноярского периода»
-
Наталья Ярославова- Чистякова, на Выставке Н.Дронникова в Петербурге, 2005г.
-
Jam Hall, Наталья Ярославова,на Выставе Дронникова. Петербург, 2005г.
АНОНС ДЛЯ СМИ
Галерея «Древо» представляет персональную
выставку Николая Дронникова
«Парижский отшельник»
с 7 по 31 декабря 2010
в рамках Года России-Франции 2010
под патронатом Министерства культуры РФ
Художник Николай Дронников, невозвращенец, уехавший во Францию в 1972 году, будет представлен в Москве своей персональной выставкой впервые. Живя в Париже, Дронников посвятил свою жизнь творчеству и сохранению русской культуры, снискав себе славу «летописца русской эмиграции». В уникальной созданной художником портретной галерее образов, написанных с натуры, эмигранты Бродский, Тарковский, Ростропович, Ашкенази и Синявский соседствуют с приезжавшими в Париж Высоцким, Окуджава, Рихтером и Айги… Относясь к поколению шестидесятников, Дронников всегда ощущал себя обособленно, утверждая и собственной жизнью доказывая, что он отшельник, а идеалом для него является художник Возрождения.
Его отъезд из России предопределила встреча с Марком Шагалом. Тогда на вопрос о путях развития неофициального искусства в Советском Союзе Шагал ответил Дронникову определенно: «Я не знаю в истории живописи подпольной живописи…
Подпольная литература была… Но живопись может развиваться только в условиях свободы».
Во Франции художник продолжал писать любимые места Москвы: Китай-город, Сретенка, Зачатьевские переулки, где около монастыря, в пристройке у двухэтажного дома была его мастерская - ничего не осталось от этих домиков позапрошлого века в Москве нынешней.
После раннего периода сурового стиля в палитру Дронникова пришли яркие краски, появилась выразительность цвета, традиционная для парижской школы. На полотнах художника появились образы его новой родины - набережные и мосты Сены (серия, названная «Подмостовье»), ребра собора Нотр-Дам, жители Парижа и его предместий.
Как истинный мастер Возрождения, Николай Дронников работает в разных жанрах - живопись, графика, скульптура, работы на керамике, рукотворные книги, издаваемые на домашнем типографском станке. Так самиздатом он впервые
опубликовал стихи М.Ларионова и Н. Гончаровой, обнаруженные в их архиве. Стихи близкого друга Дронникова, поэта-авангардиста Геннадия Айги получали в книгах художника свое визуальное воплощение в рисунках и литографиях.
По словам французского поэта и переводчика Леона Робеля, «Дронников - самый русский из французских и самый французский из русских художников, и это придает его творчеству исключительное качество, которое в будущем обе его родины смогут признать и считать своим»…
На персональной выставке Николая Дронникова в галерее «Древо» будут представлены живописные виды Москвы 70-х годов, виды Парижа и его пригородов, графические портреты знаменитых современников художника, акварели, работы на керамике, авторские рукотворные книги.
Контакты: Екатерина Андрущак + 7 (916) 628-25-73, eandruschak@gmail.com
Адрес галереи: ул. Малая Никитская, д. 16, www.drevo-art.ru
тел.: (495) 691-40-41 факс: (495) 691-40-80
Биография и работы. Николай Дронников (1930 г.р.)
Через жизнь семьи Николая Дронникова прошла вся история России 20 века. Дед художника - раскулаченный крестьянин Тульской области, отец, так и не принявший новую
власть, умер от голода в годы войны. Подростком Дронников рыл укрепления для обороны Москвы. Старший брат Николая прямо из художественного училища памяти 1905 года ушел на фронт и погиб на Курской дуге. Личность брата повлияла на решение продолжить начатое им и избрать для себя путь художника.
Получив на дипломный проект в художественном училище образ вождя, Дронников искал повод уклониться от задания - неожиданным избавлением оказался призыв в армию. Через несколько лет службы в Красноярске
Дронников вернулся продолжить обучение уже в другой город - на улицы Москвы пришла недолгая пора хрущевской оттепели. Казалось, что теперь можно будет многое, и вместе с друзьями по Суриковскому институту Николай Дронников участвует в создании объединения «Классики». Вмешательство служб госбезопасности не заставило себя долго ждать, энтузиазм молодости сменился разочарованием и уверенностью, что ничего не изменилось. В художественные объединения Дронников больше не вступал.
Встреча с Марком Шагалом в 1968 году повлияла на решение покинуть СССР. К тому моменту за художником и его женой-француженкой Аньес, журналисткой, работавшей в агентстве «Франс Пресс», уже шла постоянная слежка. Только в 1972 году Дронников смог выехать во Францию в частную поездку, зная, что уже не вернется. Перед отъездом художник сжигал, будто мосты за собой, в лесу в Подмосковье свои холсты и рисунки - слишком рискованно было оставлять все друзьям, навлекая на них подозрения.
В эмиграции Дронников посвятил свою жизнь сохранению русской культуры. По букинистам художник собрал одну из лучших в Париже библиотеку русских книг, изданных до революции и в эмиграции. На домашнем печатном станке Дронников выпустил более 50 удивительных рукотворных книг, зачастую проиллюстрированных вручную.
Художник живет и работает во Франции. Участник многочисленных выставок.
Ссылки: