Соприкосновение морских и энергоэлит открывает новые шансы на Volvo Ocean Race - 2011/12
©Ярославова-Оболенская Наталья Борисовна, урожденная Ярославова (22.2.1960). Экс Годунина (23.10.1981-14.4. 1991). Экс Чистякова (14.4.1991 -10.06.2014). Кандидат технических наук. Я родилась 22 февраля 1960 года в Нефтекамске, Краснокамского района Башкирской АССР.
Моя девичья фамилия Ярославова. На дату публикации я была Чистякова Наталья Борисовна по фамилии бывшего мужа
© Наталья Ярославова-Чистякова
27-29 июня 2009 года
Санкт-Петербург, «гоночная деревня»
регаты Volvo Ocean Race - 2008/2009,
Ленэкспо.
Соприкосновение морских и нефтегазовых элит - это одна из тех тем, которые в наибольшей степени заинтересовали читателей статьи «Ядро морских элит взросло в Санкт-Петербурге вместе с финишем кругосветной регаты - 2008/09». Две другие темы, вызвавшие интерес, - это «разоблачение» бизнес интереса Volvo на российском рынке и преимущественно иностранный состав команды Timе Russia (Время России). В принципе «разоблачать» Volvo нет никакого смысла. Vоlvo постоянно презентует то, что участие в регате - это одновременно грандиозный глобальный пиар и рекламный проект, имеющий целью рост продаж товаров и услуг тех компаний, чьи бренды представлены на парусах. И нет лучшего способа донести до жителей планеты ту или иную информацию и нет сегодня на планете сопоставимого с Регатой инструмента влияния. Рекламный эффект на каждый вложенный доллар в Кругосветную гонку кратно больший, чем от вложения в другие проекты. Я обратила внимание, что вкладываются в рекламу через Регату Volvo Ocean Race в основном глобальные корпорации, производящие самый высокотехнологичный товар (Ericsson…) и обслуживающие самый качественный уровень жизни (Puma…). Коммерческие составляющие таких проектов бывают представлены брендами самых известных на планете фирм, банков, образовательных транснациональных компаний (напр. «Education First», «English First»). И потому для России первый вопрос встал такой: какой российский товар, услуги и Идеи мы могли бы рекламировать и продвигать в таком «Кругосветном пиар проекте», ведь наша страна это Энергострана! Каких иных целей, в т.ч. имиджевого плана мы могли бы достичь. С одной стороны Регата - это безусловно геополитический проект, уже только потому, что это проект Глобальный. С другой стороны все яхты, кроме России, представляли корпорации. «Политической», в смысле названия, оказалась только российская яхта. Первоначально О.Жеребцов, полностью финансировавший яхту от России, хотел представить на ней сеть своих магазинов «Лента». Однако, возможно, сам тот факт, что «Лента» распространена лишь в России, но не известна на планете, подвигнул его изменить название. Тут не все прочувствовано, потому что парусная регата патронируется королевскими домами и несет отнюдь не знаки светской политики, а знаки Орденов: «Зеленый Дракон», «Череп и кости», «Черная пантера». Ведь яхты состязаются с самим Океаном!
С самой Природой! И здесь важны и Морские Боги, и те образы, которые поколеблют стойкость соперников. Яхта - место священное. Перед тем, как подняться на борт, пришлось снять обувь. Тут же заметила, что я снимала обувь только один раз в жизни, когда заходила в мечеть в Бахрейне. Мне ответили, что это место не менее сакральное. На настоящий момент все это понимается и будет учтено при подготовке участия яхты от России в регате Volvo Ocean Race - 2011/12, о чем мы много говорили с менеджером этого нового проекта Вадимом Бойко. Он кстати был одним из инициаторов идеи финиша Регаты в Санкт-Петербурге и вел первые переговоры вместе с Евгением Платоном - известным шкипером из Украины, обеспечившим украинской команде третье место в предыдущей регате. Команда из Украины, замечу, была почти полностью украинской, в отличие от России. В части призовых мест в регате, Россия тоже пока отстает и нам есть, что наверстывать. Я в данном случае веду речь об инициаторах финиша регаты Volvo Ocean Race - 2008/09 в Санкт-Петербурге. Есть безусловно те, кто сказал свое решающее слово - губернатор В.Матвиенко, и кто добавил своего авторитета, для того, чтобы это решение было принято - О.Жеребцов.
Тут была и мистика… Письмо к ВИП-персонам о финише регаты в Санкт-Петербурге прошло через молитву в Киево-Печерской Лавре… Выходить в море и входить в такие проекты без поддержки Высших сил - нельзя.
«Мореплавателем может стать только тот, кто уважает природу, людей и команду» - так говорили на Гала ужине представители морских элит планеты. Совершенно аналогичные тезисы я защищаю, когда говорю о глобальном нефтяном рынке. Его надо уважать и изучать, также как шкиперы изучают знаки природы и тестируют свои паруса.
В составе небольшой Вип-группы я была на российской яхте О.Жеребцова - «Косатке» и больше всего мне там понравилась Карта Шкипера (см. фото), по которой легендарный шкипер из Дании Стиг Вестергаард ( на снимках в синей ветровке) дал нам ответы на все заинтересовавшие нас аспекты «тестирования парусов». На составление такой карты уходит около года. На ней отражаются разными цветами те режимы, в которых себя наилучшим образом показывает тот или иной парус. Затем к этим парусам привязываются ленточки соответствующих цветов и если при определенных ветрах и режимах надо быстро поднять нужные паруса и извлечь из них максимальное к.п.д., то ориентируются на эти цвета. Вот этого тестирования парусов как раз не успели в полном объеме провести перед регатой на «Косатке» (делали это уже во время регаты ) и по этой причине, хоть в океане «Косатка» и была второй по скорости, но там, где надо было быстро маневрировать и менять паруса - она отставала. Я подумала: «Ах, вот если бы так тестировали команды президентов! Определяя какой ВИП-чиновник в каком режиме выдает самое высокое к.п.д…, а также учитывая их взаимосовместимость…».
Касательно аналогии тестирования взаимовлияния парусов уже в разговоре с Иваном Арбузовым (династия Арбузовых - Российский океанский гоночный клуб (РОГК) и Всеросийская Федерация парусного спорта (ВФПС) привела пример интерференции нефтяных скважин. Нефтяникам, как я давно заметила, очень нравятся морские Образы. Но что удивительно (!), морским элитам очень понравились нефтяные образы и они мговенно понимают те аналогии, на которые я обращаю внимание.
Соприкосновения тут много. И не только финансирование, которым сейчас укоряют нефтяников, не оказавших финансовой помощи Олегу Жеребцову. Они рублем и долларом наказаны за это! Это единственная яхта, где все финансовое бремя легло на плечи одного инвестора. Ведь почти сразу после старта яхты «Косатка» во всей красе «распоясался» финансовый кризис. И в то время, когда надо было реструктуризировать кредиты и принимать оперативные меры по оптимизации бизнеса О.Жеребцов оказался в зоне «экваториального штиля»… Как у бизнесмена - время у него было в чем-то упущено. Как у человека, который безусловного войдет в историю мирового яхтинга - нет. В истории формирования морских элит России и их вхождения в мировые морские элиты он, конечно, сказал свое первое и главное слово. Чем мы можем компенсировать его упущенные прибыли ? Призвать делать покупки в сети магазинов «Лента» и, тем самым, выразить свое уважение и поддержку тому, что он сделал ? Хорошо, но я не уверена, что достаточно.
Ведь бюджеты у регаты фантастические: правильно об этом пишет Андрей Бойко - главный редактор журнала Yachting (май - июнь 2009 ):
«Потрясающе красивые соревнования, новейшие технологии, фантастические бюджеты - разве это может оставить равнодушным ?»
Бюджет «Косатки» планировался на уровне 12 миллионов евро, а был закрыт на уровне 13, 5 миллионов евро (после третьего этапа) и имел тенденцию к росту. Поэтому один из главных выводов - это умение контролировать бюджет.
Как сказал шкипер «Косатки» Стиг Вестергаард ошибки в инвестировании начинаются уже на стадии строительства яхты из-за плохого контакта шкипера и инвестора. Техническое задание должен определять шкипер. Иначе потом получается, что яхта почти на тонну выше того, что планировалось и из-за этого теряется скорость. Аналогично и многие другие нюансы.
В полном объеме я могу отнести его вывод и к экономике. Если инвестор не взаимодействует со «шкипером финансвого рынка», то получается проигрыш.
Участие в Регате - это рискованный финансовый проект, тем более, если его ведет один инвестор, к тому же, по сути, физическое лицо. Я не долго говорила с Олегом Жеребцовым, но из сказанного им обратила внимание на одну его фразу. Не буду её цитировать, но в качестве важного опыта учту.
У команды победителя Ericsson 4 бюджет в 80 миллионов евро… Ещё до финиша регаты О.Жеребцов прогнозировал их победу: «Такое колличество вложенных средств, новаций, хай-тека должно дать результат. Их победа запрограммирована, я бы так сказал. Когда вы видите в порту, что каждая вторая майка с логотипом Ericsson, вы сразу понимаете, с кем бьетесь… Это были незабываемые 18 месяцев. Я многому научился и познакомился с десятками увлеченных людей. Любая гонка -это очень сильные эмоции. После долгого пребывания в море приходишь в порт и радуешься простым вещам. Вода, джем, кока-кола, девушки - все является произведением искусства, чудом. Вокруг толпы туристов. В Индии нас встречало 50 тысяч человек. Сотни журналистов, камер, вертолеты, ведущие телеканалы мира транслируют новости о гонке. Это соревнование охватывает весь цивилизованный мир… В России к Volvo относятся как к некоторому элитарному событию. Яхта для большинства людей - это блондинки, пьющие шампанское на борту. А яхта в гонке Volvo - 'то спортивный снаряд, где команда живет на грани человеческих возможностей, где нет туалета в привычном понимании, где люди едят сублимированную еду и пьют опресненную воду (из интервью О.Жеребцова журналу Yachting,май - июнь 2009 ).
Вот на это различие между «гоночной яхтой» и яхтой элитарной надо обратить особое внимание.
Во-первых, гоночная яхта - парусная. На долю парусных яхт приходится только 1 % от всего «парка яхт» в мире. Остальные яхты - моторные.
Во-вторых, это яхта, где полностью минимизируется вес. Когда я побывала внутри «Косатки» то поняла, что жить там - это тоже самое, что жить внутри мотора. Откройте мотор любой иномарки и представьте, что там между блоками мотора размещены кровати и пр. Поскольку один журналист уже до меня подробно описал свои впечатления (www.beregam.ru) от созерцания внутреннего устройства гоночной яхты, то я приведу ссылку на его статью и свои фотографии тех видов, которые я там выделила.
Туалет - это просто загородка, за которой подобно тому, как это делалось в детстве, решаются вопросы физиологии с использованием специальных мешков, растворяющихся в океане через 10 дней.
Вращающиеся детали яхты в центре «прихожей» используются как стиральная машина. За пультом управления можно сидеть только в «позе лотоса». Пробраться туда удается лишь на коленках, так же как и - к системам коммуникаций с миром. С каждой стороны в два яруса - по четыре гамака. Сон 4 часа в сутки. Точнее не сон - а свободное время, включающее время на стирку, штопку и пр. У каждого члена экипажа своя вторая специализация - штопка парусов на швейной машинке, электрика, компьютеры, гидравлика и пр. Освещение - маленькие фонарики.
В принципе, адаптироваться можно. Сначала кажется, что места вообще нет, а потом выясняется, что все-таки есть шанс всем ужиться на малом пространстве.
А человечество, вот почему-то не умеет ужиться на таком большом Земном шаре! Пусть даже на нем жизненное пространство тоже сокращается.
Наверное, также было и на «Ноевом Ковчеге»…
Конечно, наверху отлично, если не сбивает волна.
Спросила: «Отменяют ли этап яхты, если в океане ожидается шторм ?». Мне ответили - «Нет. Шкипер должен шторм обойти». Шкипер главный - он решает все стратегические вопросы. А от стратегии - инвестиции!
Поэтому Стратегия российского участия в Volvo Ocean Race - 2011/12 сейчас строится на том, что планета ждет именно от России новых экономических альтернативных практик и финансовых новаций, несмотря на то, что мы «нырнули» на дно кризиса намного глубже, чем другие страны.
И наша задача в идеале соединить лучшего морского шкипера с лучшим шкипером «мирового нефтяного рынка», т.к. кризис разразился от падения мировых цен на нефть. А поскольку миллиарды долларов потеряны только от того, что своевременно опубликованные прогнозы о падении цен на нефть, просто не были прочитаны теми, кому они были адресованы, из-за отсутствия «линий передачи информации», то главная стратегия российского участия в Регате - создать эти «Линии передачи информации».
Быть УСЛЫШАННЫМИ - это главная цель регаты Volvo Ocean Race - 2011/12, подготовка к которой уже началась.
P.S. Ниже мною приводятся фотографии, сделанные во время посещения российской яхты «Косатка» (кликание на фотографию позволяет увидеть её в увеличенном размере).