Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

Невозможно повторить путь Владимира Крестителя Руси, если не полюбить и не сделать ставку на святых Бориса и Глеба так,как их любил отец - князь Владимир Киевский, отдавший скипетр власти Борису. И не понять, что Окаянным на Руси был князь с именем Свят

    • 28 августа в Успение, в день написания этой статьи в Петербурге, появились два солнца и околозенитная радуга, острыми концами вверх. Эти два солнца в Петербурге в Успение Божией Матери я назвала святые Борис и Глеб
    • Борисоглебский монастырь в Торжке, где я была 7 мая 2016 года, в день Иверской иконы Божией Матери, и решила написать эту статью
    • Святой князь Владимир и святые благоверные князья Борис и Глеб. Воскресенский собор г. Романов-Борисоглебск (Тутаев). XVII в.Иллюстрация /1/
    • Святые благоверные князья Борис и Глеб, апостолы Петр и Павел, в молении Толгскому образу Божией Матери. XVII в. Воскресенский собор г. Романов-Борисоглебск (Тутаев). Иллюстрация /1/
    • Борисоглебский монастырь - ныне Воскресенский в Романово-Борисоглебске - ныне Тутаев. Житие Бориса и Глеба - посвящение 1000-летию убийства святых князей. Рыбинская епархия. Иллюстрация /1/
    • Клеймо 1. Борис и Глеб перед отцом князем Владимиром (см. описание). Иллюстрация /1/
    • Клеймо 2. Крещение Бориса и Глеба (см. описание). Иллюстрация /1
    • Клеймо 3. Князь Владимир отправляет братьев на княжение (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 4. Святой Борис на княжении в Ростове(см. описание). Иллюстрация /1/
    • Житийная икона святых Бориса и Глеба, клейма которой публикуются. Иллюстрация /1/
    • Клеймо 5. Святой Глеб на княжении в Муроме(см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 6. Святые князья Борис и Глеб идут с войском(см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 7. Князь Владимир призывает Бориса и посылает его на печенегов (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 8. Святой Борис с войском не встретил печенегов (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 9. Святой Борис узнает о смерти отца своего(см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 10. Святой Борис призвал пресвитера служить утреню (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 11. Убийство святого Бориса (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 12. Прободение князя Бориса варягом. Погребение в Вышгороде у церкви св.Василия (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 13. Святой Глеб идет с малой дружиной в Киев (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 14. Святой Глеб получил известие о смерти отца и убийстве брата (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 15. Убийство святого Глеба и положение тела вежду двух колод (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 16.Перенесение мощей святого Глеба в Вышгород (см.описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 17. Прославление Святых Бориса и Глеба(см. описание).Иллюстрация /1/
    • Клеймо 18. Моление князя Ярослава перед битвой (см. описание).Иллюстрация /1/
    • Моление Александра Ярославича Невского святым Борису и Глебу Невьянская икона. Перед битвой на Чудском озере
    • 2014 год. Художникам надо нарисовать церковь Бориса и Глеба, с видом на которую жил В.Путин, ведь Украина для нас – братская
    • Торжок. Карта Борисоглебского монастыря, основанного Ефремом Новоторжским
    • Рака с мощами Ефрема Новоторжского и Георгия Угрина. Введенская церковь с приделом Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря в Торжке
    • Рака с мощами Ефрема Новоторжского и Георгия Угрина. Введенская церковь с приделом Бориса и Глеба Борисоглебского монастыря в Торжке
    • Завещание Ефрема Новоторжского - основателя Борисоглебского монастыря в Торжке в 1038 году,брата Георгия Угрина, закрывшего своим телом святого князя Бориса Ростовского и убитого с ним
    • Моисей Угрин, бежавший после убийства Бориса, но попавший в плен к полякам перенесший там много страданий. Вернулся в Киев в Киев-Печерскую лавру. Брат Георгия Угрина и Ефрема Новоторжского
    • Ефрем Новоторжский Торжок. основатель Борисоглебского монастыря в память святых Глеба и Бориса, за которого погиб его брат

© Наталья Ярославова – Оболенская
28 августа – Успение (Вознесение) Богородицы, 2016 год

Это статья о Великом князе Киевском Владимире, крестившем Русь, который более всего любил своих сыновей Бориса и Глеба.

Президент России Владимир Путин , в отличие от Великого князя, не любит именно святых Бориса и Глеба, но при этом его окружение проводит параллели между ним и крестителем Руси, мало зная о самом Крестителе, изображенном вместе с любимыми сыновьями на иконе «Святой князь Владимир и святые благоверные князья Борис и Глеб» «Царь должен быть один! Бороться! Бороться или не бороться? В.Путин толкует историю Святых Бориса и Глеба»).

Эту статью я хотела написать самой первой после моей поездки в Торжок, Тверь и Старицу в мае 2016 года, где меня потряс в Торжке Борисо-Глебский монастырь архитектора Николая Львова.

Но делаю это сейчас в день Успения (Вознесения) Богородицы, напротив монастыря которой в Старице через реку на холме стоит разрушенный Борисоглебский храм, строивший по типу храма в Торжке.

Знает ли Владимир Путин о древних клеймах икон, на которых Великий князь Владимир передает скипетр власти его сыну святому князю Борису, посаженному им на Ростов? Я думаю – нет.

Знает ли Владимир Путин о клейме, на котором изображено крещение Бориса и Глеба в реке, а над ними голубь Святого Духа, нисходящий на них?. Полагаю – нет. Великий князь Владимир хотел наследовать Киевский престол Борису, как рожденному после крещения Владимира. Так в Византии выделяли Багрянородных сыновей. Крещеной Руси – сын, рожденный после крещения.

Этим сыном был князь Борис, в крещении Роман, в честь Романа Сладкопевца, как мой дед, отец моего отца Бориса.

Мне эта история поэтому особо и интересна, ведь фамилия моей мамы Давиденко образована от Давид - имени в крещении Глеба князя города Мурома, над которым я видела двойную радугу, когда ехала на похороны мамы. Не было прямого поезда, и моя дорога легла через Муром. А имя отца- Борис Романович Ярославов, при том, что Ярославское княжество было вотчиной святого Бориса Ростовского.

Великого князя Бориса Ростовского особым образом готовили к Киевскому княжению. Оттого он и изображен со скипетром власти, полученным от отца князя Владимира Киевского.

Именно со скипетром вошел в историю Борис, несмотря на захват Киевского престола смердящим после смерти братоубийцей Святополком Окаянным, чье имя образовано от Свят - яркий пример истории: не в имени дело.

И мать и отец были у Святополка разными с Борисом и Глебом. Святополка называют сыном двух братьев-отцов, т.к. князь Владимир взял в жены беременную жену брата Ярополка, поэтому и не любил чужого сына.

История рождения Святополка наполнила беззаконием его сердце и рек он: «Погублю братию свою всю и буду единовластец в России».

Никто из поддержавших предателя власти вместе с Окаянным и Смердящим этой власти не получил.

В 2015 году отмечалось 1000-летие со дня убийства и появления на Руси первых святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Но это 1000-летие не отмечалось также широко, как 1000-летие Ярославля.

Тогда как Ярославское княжество выделилось из княжества Ростовского , отданного в правление Великому князю Борису. «Посади их по властем… Ярослава, по смерти Вышеслава в Нове граде. Бориса, в Ростове. Глеба, в Муроме, Всеволода, во Владимире…».

Святой князь Борис - был князем над землями более позднего Ярославского княжества. Поэтому в Ростовских и Ярославских землях и одни из древних - Борисо-Глебские монастыри. Борис – здесь в Ростове и Ярославле главное имя.

Не забыли о князьях только в епархии Рыбинской.

По благословению Епископа Угличского и Рыбинского Вениамина появилось издание 2015 года: «Житие в иконе Святые благоверные князья Борис и Глеб. Посвящается 1000-летию мученической кончины первых русских святых и благоверных князей –страстотерпцев Бориса и Глеба» при участии Воскресенского собора г.Романовск-Борисоглебск (Тутаев) Рыбинской епархии РПЦ.

После убийства Бориса и Глеба был культ святых князей в их княжествах Ростовском и Муромском, в Смоленске и Киеве.

Святого Глеба убили под Смоленском, мощи его сначала находились в церкви Смоленска.

Святой Борис был убит на реке Альте около Переславля Волынского, где князь Ярослав Новгородский затем одержал победу над Святополком братоубийцей Окаянным. Молил Ярослав перед боем о помощи Бога и святых его братьев Бориса и Глеба, так он изображен на клейме иконы «Моление Ярослава перед боем» (клеймо 18)

В битве на реке Альте, где был убит Борис князь Ярослав Мудрый вернул себе и земли отца Владимира («Город Ярослав на реке Сан, основанный Ярославом Мудрым на землях, отвоеванных им у польских князей, и 770 лет победы в Ярославском сражении будущего короля Руси Даниила Галицкого»).

Похоронен князь Борис был в Вышгороде у церкви св. Василия, именем которого был крещен его отец Владимир.

При Великом князе Киевском Ярославе святых братьев Бориса и Глеба перезахоронили вместе в новой церкви.

Есть редкая икона Ярославской Толгской Божией Матери, на которой изображены Борис и Глеб и апостолы Петр и Павел.

Отчего Ярославская Толгская икона Божией Матери, а не какая либо другая ?

Ведь Ярославская Толгская икона была явлена в XIV веке около Ярославля, а святые князья Борис и Глеб - княжили и погибли в XI веке и Толгскому образу поклоняться не могли («Лондон» на Верхней Волге: Ярославский Толгский монастырь: 700 лет памяти об аристократических корнях, дающих здоровые плоды государственному древу»)

Но Ярославская Толгская икона была явлена в 1314 году, в годы Ярославского князя Давида Федоровича - сына Федора Смоленского Черного. И Святым Ярославского князя Давида Федоровича был святой Глеб (Давид) - убитый под Смоленском сын князя Владимира Киевского

Смоленск - место гибели Глеба (Давида) Муромского вместе с явлением под Ярославлем Толгской иконы при князе Давиде Ярославском – сыне Федора Смоленского и объединили всех на одной иконе, более поздней, в сравнении со временем жизни святых князей Бориса и Глеба.

Князь Глеб (Давид) - сын Владимира является святым и у католиков.

Перед смертью Великий князь Ростовский много молился из-за смерти своего отца и предательства Святополка, который рос с ними как брат, но был зачат, как сводный двоюродный родственник, сын Ярополка.

Князь Бориса Ростовский вспоминал пример Никиты Чешского.

«Святой, взывая к Богу и Пречистой Богородице, молился всю ночь и вспоминал святых мучеников Никиту и Вячеслава Чешского, погибших от руки своих родственников». Вячеслав Чешский, он же Вацлав, был воспитан как христианин бабушкой Людмилой, но убит братом язычником. Дата гибели св. Вацлава отмечается в Чехии как День чешской государственности

В случай же со Святым князем Борисом и Святополком Окаянным исключителен тем, что христианина убил христианин и родственник по крови.

«В прославлении Бориса и Глеба соединились два чина Святости: благоверные князья и страстотерпцы. Они первые на Руси благоверные князья, т.е. праведные и благочестивые правители, жившие и правившие по закону Божьему, несшие Свет Христова Евангелия своим подданным. Они же - первые страстотерпцы на Руси, что означает особый подвиг мученичества: гибель от руки крещенного и родного по крови человека, а не от руки язычника за исповедание веры православной. Примеры мучеников-страстотерпцев к тому времени уже были в Православном мире и известны на Руси. Это святой Вячеслав Чешский и его бабка Святая Людмила Чешская, погибшие от рук родственников.

«Обретение мощей и первое прославление святых Бориса и Глеба (считается, что это было первое местное прославление) произошло предположительно в 1052 году во время правления и при участии великого князя Ярослава. Всероссийское прославление состоялось с перенесением мощей Святых в новый храм 2 мая 1072 года при правлении князя Изяслава Ярославича и сопровождалось несколькими чудесами исцелений (1).

Многочисленные потомки великокняжеского рода после обретения мощей и причисления к лику святых Бориса и Глеба стали возводить в их честь церкви в своих владениях. Князья мученики особо почитались как небесные покровители и помощники благочестивым правителям. Так князь Олег Святославич построил не только храм в Вышгороде, но и собор в Старой Рязани. Другой брат Давид Святославич построил храм в Чернигове, а Юрий Долгорукий - в Кидекше, что под Суздалем. Возводились храмы и в Смоленске, Новгороде, на реке Альте, в Дорогожиче (где князь Борис был убит)… Центром почитания святых был Вышгород.

Почитаются святые Борис и Глеб, прежде всего, как заступники земли Русской от иноплеменного нашествия и междоусобной брани. В Житии Святых описана их благодатная помощь русскому воинству при защите Отечества. Перед битвой святого благоверного князя Александра Невского со шведами братья мученики Борис и Глеб явились воеводе Филиппу; перед битвой великого князя Дмитрия Донского на Куликовом поле они явились ночному стражу. Князья полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской молились перед сражениями, призывая на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и русские войска одерживали победу над ними» (1).

В 2013 году, после двух поездок в Псков, я обращала внимание на то, что великий князь Александр Невский молился святым Борису и Глебу перед битвой на Чудском озере.

Но современные язычники, именующие себя «православными», чьи сердца «наполнились злобой и беззаконием», как писали летописцы, практически полностью игнорируют то, что Александр Невский – сын Ярослава Киевского, названного так в честь предка Великого князя Киевского Ярослава Мудрого, молился святым Борису и Глебу, по примеру его предка перед битвой на реке Альте, о чем рассказывает клеймо иконы 18 «Моление Ярослава перед боем » ( « Святые Борис и Глеб, династическая легитимность и завещание Александра Невского Псковичам о его потомках и «втором распятии жидами Христа»).

В истории святых Бориса и Глеба было ещё три святых брата: Ефрем, Георгий и Моисей Угрины (венгры) из дружины Ростовского князя Бориса.

Святой Георгий Угрин заслонил своим телом князя Бориса, но был пронзен вместе с ним, а затем убийцы отсекли ему голову. Так «сподобился Георгий вместе со своим князем получить мученический венец, и имя Георгия передано отдаленному потомству вместе с именем св. Бориса».

В «Сказании об убиении свв. Страстотерпцев Бориса и Глеба» повествуется о различных исцелениях больных в храме, им посвященном, некоторые иногда удостаивались видеть во сне вместе со свв. мучениками князьями и Георгия… «Поведоша же и сие, яко видя ходяща с ними и Георгия отрока оного, иже паде на теле св. Бориса убиваемого и пронзен бысть копьем: той свещу носящь перед святыми зряшеся» (Четьи-Минея св. Дмитрия Ростовского, июль, л.41). Имя отрока Георгия было вносимо в число святых в старинных святцах и молитвословах. В Агиологии Востока архим. Сергея он помещен в число русских святых неканонизированных, но находящихся в рукописных святцах: «Георгий, иже постарада со святым князем Борисом, и с ним в чудесех в видении являшеся» (III, пр.3, стр. 61. Н.Барсуков, Источники русск. Агиографии, стр.124. Воскр. Чтение, XXII, №26). Ист.2.

Брата Ефрема Угрина не было в то время рядом с князем Борисом Ростовским и Георгием Угриным. Когда Ефрем узнал о гибели Георгия Угрина, то пришел на место его гибели, взял голову брата, получил благословение Киевского митрополита и отправился в район Твери, где выбрал место около Торга, куда съезжались псковитяне и новгородцы. Здесь в Торжке Ефрем устроил странноприимный дом, а затем на правом берегу реки Тверцы в живописном месте по благословению Новгородского владыки в 1038 году построил храм святых Бориса и Глеба. Первым насельником и архимандритом обители был сам Ефрем, вошедший в историю, как Ефрем Новоторжский.

Храм Бориса и Глеба в Торжке был построен за 34 года до прославления в лице святых в 1072 году князей страстотерпцев Бориса и Глеба (в крещении Романа и Глеба). «Перед смертью пр. Ефрем завещал положить голову его брата в своем гробе, и до ныне глава блажен. Георгия хранится в раке мощей его ( Ефрема)».

Уже более 900 лет «святая Новоторжская Борисоглебская обитель цветет и ширится».

Брат Моисей Угрин после убийства князя Бориса и его брата Георгия Угрина сумел бежать, но был пленен поляками. Из-за его красоты был выкуплен богатой и властной ляхиней, но отказался быть её мужем: «Как же мне, свободному, самому сделать себя рабом жены?». Посмеялся блаженный безумию этой женщины: «не можешь ты меня прельстить тленными вещами этого мира. Пойми это и не трудись напрасно. Болеславу и скверной ляхине, издевавшейся над ним, он предрек скорую смерть, что и исполнилось. «В одну ночь Болеслав внезапно умер, и сделался великий мятеж во всей земле Ляшской, поднялся народ и побил своих епископов и бояр. Тогда убили и вдову. Преподобный Моисей, оправившись от ран, пришел к Пресвятой Богородице в святой Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания, как победитель и храбрый воин Христов» (2).

«Первые иконы святых Бориса и Глеба не дошли до нашего времени.

Самой ранней из сохранившихся житийных икон можно считать образ 2-й четверти XIV века, хранящийся ныне в Третьяковской галерее.

Замечательным примером житийной иконы святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба является образ из Воскресенского города Романова-Борисоглебска (современного Тутаева) … До 1822 года Романов и Борисоглебск были самостоятельными городами. Борисоглебск до 1777 года был Борисоглебской слободой, получившей свое название от первого храма, построенного монахами, спасшимися от смерти и разорения ордынскими отрядами в 1238 году. На Ярославской земле это, пожалуй, был один из первых храмов, посвященных святым страстотерпцам. … До XVII века здесь был небольшой мужской монастырь. В 3-й четверти XVII столетия ярославской артелью строителей был возведен великолепный двухэтажный каменный собор Воскресения Христова. … Ещё в 1652 году на этом месте был построен каменный шатровый одноэтажный храм в честь Богородицы Одигитрии ( Смоленской иконы Божией Матери) с приделами во имя Иоанна Предтечи и князей Бориса и Глеба. Из-за трещин от тяжелого шатрового завершения началась реконструкция и достройка. Придел Бориса и Глеба из нижнего Богородичного храма был перенесен в верхний Воскресенский храм… Собор вплоть до XX века часто называли Борисоглебским, а иногда и собором Спасителя из-за нахождения в ней иконы Спаса Вседержителя.

В храме пять икон с изображением Бориса и Глеба.

Но особенно выделяется икона «Святые благоверные князья Борис и Глеб, с житием» (1).

«Икона написана Ярославским изографом высокого уровня мастерства в последней четверти XVII века. В среднике иконы Святые изображены предстоящими в молении Господу. По фону равномерно раскинуты небольшие легкие, полупрозрачные белые облачка в виде трилистников.

В руках Бориса и Глеба нет крестов, традиционных для иконографии мучеников, нет и мечей – символ княжеской власти и доблести воинов. Их руки даны в молитвенном жесте… Святые Борис и Глеб в молитвенном предстоянии перед Богом изображены с непокрытыми головами, и , что особо обращает на себя внимание, - снятые шапки они прижимают к себе локтем. Благоверные князья представлены как Небесные заступники, покровители и ходатаи пред Богом за православный народ.

Средник охвачен рамкой с золотым растительным орнаментом по густо-синему и пурпурному фону. Вокруг средника размещены 18 житийных клейм. Прочтение Жития святых Бориса и Глеба в иконе начинается с верхнего левого клейма. Слева направо. В некоторых клеймах имеется не один сюжет… Либо же, напротив, последнее «Моление Ярослава перед боем . Битва войска Ярослава с войском Святополка» (клеймо 18) занимает пространство трех обычных клейм. Все клейма содержат краткую надпись.

В иконописной житийной повести публикуемой иконы три темы: праведность и благочестие, князья -страстотерпцы, обретение их нетленных мощей. Примечательно, что в иконе вовсе отсутствует тема чудотворений.

Первая тема - тема благочестия православных князей …(клейма 1-8). .. Князья показаны как кроткие, послушные, почитающие отца своего сыновья, любящие друг друга. Они живут и правят по Священному Писанию, потому многократно в клеймах иконы святые Борис и Глеб изображены с книгой. Каждый из братьев, стоя перед князем Владимиром, держит закрытую книгу (клеймо 1). Далее, после совершения великого таинства крещения (клеймо 2), святые Борис и Глеб изображаются всегда и раскрытой книгой ( клейма 2,4,5,9,10). Описание клейм на иконе представлены ниже.

Как уже сказано, от руки родственников, также как Борис и Глеб, погибли святые Никита, Вацлав и Людмила Чешская.

Недавно в Чехии РПЦ был открыт храм Людмилы Чешской.

«Храм был освящён 29 декабря 2012 года архиепископом Егорьевским Марк… Храм Святой Людмилы стал одним из самых больших православных храмов Праги. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при посольстве РФ, поскольку на территории посольства действует пропускной режим, а сам храм довольно мал» ( Храм мученицы Людмилы Чешской -).

Это было обращение к лучшим чувствам чехов, состраданию к преданной кровными родственниками страстотерпице Людмиле.

Но в самой России о князьях – страстотерпцах Борисе и Глебе не любят вспоминать ( «Художникам надо нарисовать церковь Бориса и Глеба, с видом на которую жил В.Путин, ведь Украина для нас – братская»)

Всё пытаются отделить Бориса и Глеба от Александра Невского. Также как и от его отца Великого князя Ярослава Всеволодовича.

Но это столь же глупое и невежественное занятие, как попытка отделить Великого князя Владимира Киевского - от его любимых сыновей Бориса и Глеба , изображенных с ним на одной иконе, одному из которых – сыну Борису Ростовскому он отдал скипетр власти.

Описание клейм на Житийной иконе, которыми проиллюстрировано «Житие в иконе Святые благоверные князья Борис и Глеб", посвященное 1000-летию мученической кончины первых русских святых и благоверных князей –страстотерпцев Бориса и Глеба, изданное по благословению Епископа Угличского и Рыбинского Вениамина в 2015 году, при участии Воскресенского собора г.Романовск-Борисоглебск (Тутаев) Рыбинской епархии РПЦ

Клеймо 1

Борис и Глеб перед отцом князем Владимиром

В сочинении XI века Иакова Мниха «Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба» сообщается, что святой Владимир , сын Святослава, внук Игоря, просветивший святым крещением всю землю Русскую, имел 12 сыновей, не от одной жены. Матери у них были разные. Старший сын - Вышеслав, после него - Изяслав, третий Святополк, который и замыслил злое убийство братьев. Мать Святополка, гречанка, была прежде монахиней. Брат князя Владимир Ярополк, прельщенный красотой её лица, расстриг её и взял в жены. И зачал т неё окаянного Святополка. Владимир же, в то время ещё язычник, убив Ярополка, овладел его беременной женой. Вот она то и родила Святополка, сына двух отцов-братьев. Поэтому и не любил его князь Владимир, ибо не от него был он. От жены Рогнеды Владимир имел четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава и Всеволода. От другой жены были: Святослав и Мстислав, а от жены-болгарки - Борис и Глеб. Таким образом, князья Борис и Глеб были младшими детьми святого равноапостольного князя Владимира - Крестителя Руси.

Князь Владимир, как пишет преподобный Нестор Летописец, отправил «сыновей своих каждого в свою землю, какую сама им дал, а святых Бориса и Глеба оставил при себе, так как они были ещё детьми. Глеб совсем маленьким был, а блаженный Борис уже все понимал и был исполнен благодати Божией, ведь он брал книги и читал , так как научен был грамоте».

Действие происходит в великокняжеских «красных палатах». Князь Владимир восседает с царицей (матерью братьев) за столом под золотым балдахином и поучает стоящих перед ним детей - братьев Бориса и Глеба, которые с любовью и преданностью взирают на отца. Княжата держат в руках книги, за ними стоит степенный боярин (он же воспитатель – «пестун», «кормилец»), с окладистой бородой и обнаженной перед великим государем головой ( в руке держит шапку).

Клеймо 2

Крещение Бориса и Глеба

Святые Борис и Глеб крещены были в раннем возрасте. Блаженному Борису было дано имя Роман, в честь святого Романа Сладкопевца. Святому Глебу было дано имя Давид. Братья росли вместе , они были богобоязненны и послушны.

В одном клейме совмещены три сюжета: Крещение, Борис и Глеб за чтением, Князь Владимир с Борисом Глебом. Главным является крещение братьев Бориса и Глеба. Оно происходит в купели, устроенной прямо в реке. Над отроками сошел Дух Святой в виде голубя, а священник, стоящий вместе с дьяком слева, держит в руках раскрытую книгу, где записаны имена, данные при совершении великого таинства: Роман и Давид. Справа от крещаемых стоит священник с белыми пеленами и крестильными рубахами, наклонившийся и готовый принять детей, и некий боярин (крестный ?). выше Крещения изображены два отдельных сюжета меньшего масштаба. Слева – в палатах два отрока сидят друг перед другом, старший, Борис, читает книгу, а младший, Глеб, его слушает. Справа - в палатах святой князь Владимир сидит за столом с любимыми сыновьями Борисом и Глебом, обнимая их.

Клеймо 3

Князь Владимир отправляет братьев на княжение

«Многи же сыны име Владимир от различных жен, числом 12, и посади их по властем. Вышеслава, в Нове граде. Изяслава, в Полоцке. Святополка, в Турове. Ярослава, по смерти Вышеслава в Нове граде. Бориса, в Ростове. Глеба, в Муроме. Святослава, в Деревах. Всеволода, во Владимире. Мстислава, в Тмуторокани. Станислава, в Смоленске. Брячислава, в Луцке. Судислава, во Пскове (Пролог, 1662 г.).

Князь Владимир разделил свои владения между сыновьями.

Князь Владимир восседает на троне и протягивает Борису, входящему в палаты, скипетр, символ власти, указывая тем на его избранность. Братья устремлены к отцу, готовые исполнить его волю, а Глеб ещё и припадает на колено перед ним. Святой Борис изображен уже мужем, а не отроком. Глеб же ещё юн и потому безбород.

Клеймо 4

Святой Борис на княжении в Ростове

Святой Борис был поставлен на княжение в Ростов : «Блаженный же Борис много милости оказал в земле своей не только убогим , но и всем людям, так что все удивлялись милосердию его и кротости, потому что был он блаженный кроток и смирен».

Сообщение о женитьбе князя Бориса содержится в ранних Житиях только у прп. Нестора летописца»: «Благоверный же князь, видя, что блаженный Борис повзрослел, захотел женить его. Блаженный мало заботился об этом, но умолили его бояре не ослушаться отца, и исполнил он волю его. Сделал же это блаженный не ради похоти телесной, ни в коем случае, но обычая ради кесарского и послушания отцу».

Святой Борис восседает в богатых палатах в Ростове. Перед ним раскрытая книга, в ней можно прочитать: «Рече Господь, блажени милостиви…»(Мф.5,7). Вокруг Бориса люди, по его правую руку в богатых одеждах, по левую - бедней. Борис протягивает руку с милостынею тем, кто по его левую руку.

Клеймо 5

Святой Глеб на княжении в Муроме

Святой князь Глеб изображен на княжении в Муроме.

Святой князь Глеб сидит в палатах , держа в руках книгу, раскрытую на словах Апостольского послания: «Бога бойтесь и царя чтите» ( 1 Пет. 2, 17). Видно, что он поучает сидящих перед ним множество мужей, среди которых и бородатые знатные люди, и безбородые юнцы.

Святой князь Глеб сидит в палатах , держа в руках книгу, раскрытую на словах Апостольского послания: «Бога бойтесь и царя чтите» ( 1 Пет. 2, 17). Видно, что он поучает сидящих перед ним множество мужей, среди которых и бородатые знатные люди, и безбородые юнцы.

Клеймо 6

Святые князья Борис и Глеб идут с войском

Святые князья Борис и Глеб духовно были неразлучны. Только в Степенной книге сообщается о встрече братьев, ехавших по зову отца - князя Владимира в Киев: «…и на реке на Нерли и Кидекши близ города Суждаля… бысть совокупное святых мученик становише, егда в Киев хожаху, Борис от Ростова, Глеб же от Мурома»

Святые на конях, Борис - не белом коне, а Глеб на гнедом шествуют с войском. Князья изображены без мечей и копий, в руках у Бориса скипетр. Они будто не торопятся и размеренно ведут беседу. Перед князьями конный воин в шлеме и доспехах , повернувшись к ним, словно их поторапливает. Многочисленность войска подчеркнута множеством удаляющихся в перспективу шлемов и лесом копий

Клеймо 7

Князь Владимир призывает Бориса и посылает его на печенегов

Князь Владимир призывает Бориса и посылает его на печенегов

Прошло 28 лет после крещения Руси, когда князь Владимир «тяжело занемог». Чувствуя приближающуюся кончину, он призвал из Ростова любимого сына Бориса, в то же время Владимиром было получено известие о том, что на Русь надвигается орда печенегов. Князь Владимир был в великой печали , потому что не имел сил выступить против врага. Великий князь собрал свое многочисленное войско, вручил его Борису и послал на печенегов «за Днепр». Борис с готовностью подчинился воле отца: «Вот я пред тобой готов сотворить , что требует воля сердца твоего». Как только Борис выступил в военный поход, Князь Владимир умер.

Святой Борис изображен в поясном поклоне перед святым князем и отцом Владимиром. Тяжелобольной Владимир приподнимается на своем ложе, чтобы благословить любимого сына в поход на печенегов.

Святой Борис изображен в поясном поклоне перед святым князем и отцом Владимиром. Тяжелобольной Владимир приподнимается на своем ложе, чтобы благословить любимого сына в поход на печенегов.

Клеймо 8

Святой Борис с войском не встретил печенегов

Святой Борис с войском не встретил печенегов

Святой Борис выступил со своей дружиной и великокняжеским войском на печенегов, но, придя на место сражения, не нашел там врага. Печенеги, испугавшись воинской рати во главе с храбрым князем , ушли от сражения. Святой Борис решил возвращаться в Киев. На обратном пути к нему прибыл гонец с весть о том , что отец его князь Владимир, в крещении Василий, умер, а брат Святополк утаил смерть отца, сел «самовластно» на Киевский престол и готовит убийство.

Святой Борис с войском в центре на белом коне, справа от него - пеший воин, а слева- всадник боярин, вероятно, гонец с известием от Святополка. За князем стоит несметное войско с лесом копий до самого горизонта.

Клеймо 9

Святой Борис узнает о смерти отца своего

Князь Борис сидит в шатре перед раскрытой книгой, в размышлении и молитве. В книге написано: «Яко Господь ве годъ тако да будеть. Буди имя Господне отныне…». У шатра стоят дружинники и отроки. Войско уходит.

Клеймо 10

Святой Борис призвал пресвитера служить утреню

Святой Борис изображен молящимся перед иконой Спаса Нерукотворного. Слева от него - священник, справа - отроки. В книге, раскрытой перед святым князем Борисом, стихи псалма: «Господи, что умножиша стужающии ми ? Мнози восстают на мя» (Пс.3,2). Справа в клейме иконы изображено все дальше уходящее войско князя».

Клеймо 11

Убийство святого Бориса

Злодеи закалывают копьем князя Бориса и рубят саблями слуг и отроков. На переднем плане отрок Георгий Угрин с отсеченной головой. Войско князя Бориса изображения совсем далеко.

Клеймо 12

Прободение князя Бориса варягом. Погребение в Вышгороде у церкви св.Василия

В клейме два сюжета. На первом плане Бориса, завернутого в шатер, везут на колеснице. За ней движется народ. Над процессией как бы парит образ Спаса – везут страстотерпца Христова. Ещё живого Бориса пронзает в сердце варяг. В некоторых источниках сообщается о посланных Святополком варягах, святой князь умирает у шатра. На втором плане изображено отпевание Бориса в храме в Вышгороде.

Клеймо 13

Святой Глеб идет с малой дружиной в Киев

Святой Глеб идет с малой дружиной в Киев.

Святополк Окаянный не остановился на убийстве князя Бориса. Ожидая от других братьев возможного отмщения, он решил убить самого младшего брата- князя Глеба. Святополк послал Глебу весть, что отец их князь Владимир нездоров и желает видеть его . Глеб быстро собрался с малой дружиной в путь, но на Волге конь его споткнулся и сломал ногу.

Перед святым князем Глебом, едущим на белом коне с дружиной, изображена река Волга, у которой князю пришлось изменить путь и пойти к Смоленску

Клеймо 14

Святой Глеб получил известие о смерти отца и убийстве брата

Повернул Глеб с дружиной к Смоленску, а у Смоленская он встал на реке Смядыне. Князь Ярослав уже получил к тому времени страшное известие из Киева от сестры Предславы и послал гонца к Глебу: «Не ходи в Киев к Святополку, отец наш уже умер, а Святополк убил Бориса и тебя хочет убить». Эта весть застала князя Глеба на Смядыни. Святой Глеб горько зарыдал об утрате сразу двух близких - любимых отца и брата - и стал слезно молиться.

Святой князь Глеб в шатре , стоя на коленях, молится; в соседнем шатре спят ничего не подозревающие отроки; за шатрами спит его дружина.

Клеймо 15

Убийство святого Глеба и положение тела вежду двух колод.

В клейме совмещены два сюжета. На первом плане - убийство князя и его отроков в лодке на реке Смядини. На втором плане - положение тела Глеба в лесу между двух колод.

Клеймо 16

Перенесение мощей святого Глеба в Вышгород

Перенесение мощей святого Глеба в Вышгород.

Великий князь Ярослав, вступив на Киевский престол, стал разыскивать места погребения святых братьев. Место погребения Бориса было известно- у церкви в вышгороде, а о Глебе известно лишь, что убит он под Смоленском. Тогда жители тех мест и сообщили о чудесном свечении в одном пустынном месте. Боголюбивый князь отправил в то место священничество с людьми, и те увидели нетленное благоухающее тело князя Глеба. С благоговением тело князя Глеба было перенесено в Вышгород, и погребено рядом с телом князя Бориса у церкви.

Обретенное нетленное тело святого Глеба несут на носилках в сопровождении духовенства и народа. На втором плане - город Вышгород. По другим Житиям, тело святого князя Глеба было найдено охотниками, которые сообщили о том смолянам. Народ с духовенством торжественно перенесли нетленное тело Святого в город Смоленск и положили в церкви. Когда же князь Ярослав победил Святополка в 1019 году и сел на Киевский престол, то стал узнавать о святых братьях. Узнав же. повелел тело святого Глеба на корабле привезти по Днепру к Киеву. Увидев же его нетленным и благоуханным, торжественно перенесли в Вышгород и погребли рядом со святым братом Борисом.

Клеймо 17

Прославление Святых Бориса и Глеба

Прославление Святых Бориса и Глеба

Вскоре на месте погребения Бориса и Глеба стали происходить различные знамения . Гробы были подняты из земли , и мощи страстотерпцев обретены нетленны и благовонны. От мощей стали совершаться чудеса исцелений. О чудесах было рассказано князю Ярославу, и он повелел вместо маленькой церкви в их честь поставить пятикупольный храм. Его освящал митрополит Иоанн в присутствии князя Ярослава при большом количестве духовенства и народа в день убиения князя Бориса 24 июля. Мощи святых были поставлены в новом храме, в этот же день было установлено совершать праздник. То было местное прославление святых Бориса и Глеба. Чудеса не переставили совершаться. Сам князь Ярослав Мудрый умер в 1054 году.

После смерти князя Ярослава приемником Киевского престола был его старший сын, Изяслав. К тому времени деревянная церковь, построенная князем Ярославом, обветшала, и князь Изяслав возвел новый храм, посвященный князьям-чудотворцам. На освещении и перенесении мощей собрались все князья-дети Ярославовы, митрополит Григорий, епископы, священство. Когда поставили раку святого Бориса в новом храме и открыли, из неё «яко дым идяше» и церковь наполнилась благоуханием. Все прославили Бога. Но митрополита, не твердо верующего в святость князей, объял ужас. Он, прося прощения, припал к раке и целовал мощи святого Бориса. В этот день, 2 мая 1072 года, было утверждено празднование Перенесения мощей благоверных князей бориса и Глеба .

Второе перенесение мощей святых в новый каменный храм в честь святых братьев состоялось при правлении князя Владимира Мономаха в 1115 году.

Святые князья изображены в раках в каменной церкви ( в некоторых источниках упоминается, что князь Изяслав построил деревянную церковь) . Пред мощами святых стоя молится духовенство, а народ коленопреклоненно. Митрополит припадает к мощам, прося прощения.

Клеймо 18

Моление князя Ярослава перед битвой. Битва войска Ярослава с войском Святополка

Горизонтально вытянутая композиция разделена рекой на две части. Слева, спешившийся с белого коня всадник - князь Ярослав в молитве взывает к Господу. За ним небольшое войско. Справа изображена битва. Две группы всадников ожесточенно сражаются. , подкопытами коней огромное количество погибших. У правовго края иокны изображены воины, пустившиеся в бегство. Примечательно, что над войском Святополка развевается знамя с изображением месяца.

Борисоглебские монастыри, церкви и храмы

  • Борисоглебский  Вышгород около Киева
    Борисоглебский Вышгород около Киева
  • Борисоглебский в   Чернигове
    Борисоглебский в Чернигове
  • Борисоглебский  Дмитров
    Борисоглебский Дмитров
  • Борисоглебский в  Рязани
    Борисоглебский в Рязани
  • Борисоглебский (Воскресенский)  в  Романов-Борисоглебске (Тутаев)
    Борисоглебский (Воскресенский) в Романов-Борисоглебске (Тутаев)
  • Смоленско-Корнилиевская церковь бывшего Борисоглебского Песоцкого  монастыря в  Переяславле  Залесском
    Смоленско-Корнилиевская церковь бывшего Борисоглебского Песоцкого монастыря в Переяславле Залесском
  • Борисоглебский   Петербург.  Снесен
    Борисоглебский Петербург. Снесен
  • Борисоглебский  Тверь
    Борисоглебский Тверь
  • Борисоглебский   монастырь в  Старице  пустующий  и заброшенный   на высоком берегу   Волги - напротив   Успенского  монастыря.С копированием   архитектора  Н.Львова
    Борисоглебский монастырь в Старице пустующий и заброшенный на высоком берегу Волги - напротив Успенского монастыря.С копированием архитектора Н.Львова
  • Церковь Бориса и Глеба в Суздале (фото Прокудин-Горский) W. Разрушена
    Церковь Бориса и Глеба в Суздале (фото Прокудин-Горский) W. Разрушена
  • Борисоглебский.  Ростов  Великий
    Борисоглебский. Ростов Великий
  • Борисоглебский.  Муром.  Разрушен за исключением одной   церкви
    Борисоглебский. Муром. Разрушен за исключением одной церкви

Ссылки:

1. «Житие в иконе Святые благоверные князья Борис и Глеб. Посвящается 1000-летию мученической кончины первых русских святых и благоверных князей –страстотерпцев Бориса и Глеба» 2015 год. Семенова.С. Редакторы: Медведовская Т., архимандритЛука (Головков) заведующий иконописной школой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

2. Три святых брата в древней Руси. Тверская область. Торжок. Новоторжский Борисоглебский монастырь, основанный преподобным Ефремом Новоторжским. 2012 год

3.Даугавпилсский Борисоглебский кафедральный собор - главный Православный собор города (освящён в 1905-м году)

4.Рязань. Борисоглебский монастырь

5.Борисоглебский Чернигов

6.Борисоглебская церковь. Вышгород

7. Тверской Борисоглебский храм

8. Ростов Великий. Борисоглебский

9. Смоленская церковь бывшего Борисоглебского Переяславль

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама

© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС