Персональный сайт Натальи Чистяковой — Натальи Ярославовой
Natalia Chistiakova—Natalia Yaroslavova’s Personal Website

«Во имя новой Европы» - интервью С.И. Сметанюка после Российско-германского инвестиционного форума. Энергобезопасность и безопасность Европы, «Даймлер-Крайслер» и страны, которые «узнавались из седла»

    • Тема демократии и прав человека задавалась в Страсбурге во вступительном слове г-на Вальтера Швиммера генерального секретаря Совета Европы. В настоящее время он председатель МКК МОФ Диалог цивилизаций
    • Во имя Новой Европы - интервью С.И.Сметанюка после Российского-германского инвестиционного форума от 9 ноября 1999 года
    • С.И.Сметанюк - Председатель Тюменской городской Думы в 1999 года. В настоящее время заместитель генерального директора АО "Транснефть – Сибирь". Президент федерации конного спорта Тюменской области. фото pravdaurfo.ru
    • О включении меня (Н.Б.Чистяковой на дату работы в Думе) в состав экспертов Комиссии по защите прав инвесторов Государственной Думы РФ как специалиста от региона для работы по совершенствованию российского законодательства в сфере прав инвесторов и улучшения инвестиционного климата в стране. По Обращению Председателя Тюменской городской Думы С.И.Сметанюка к Председателю Государственной Думы Г.Н.Селезневу.
    • Вольфганг Ишингер -Председатель Мюнхенской конференции по безопасности. Член Наблюдательного совета YES - Ялтинской Европейской Стратегии
    • Фридберт Пфлюгер - глава Европейского центра энергетической и ресурсной безопасности (EUCERS) в королевском колледже Лондона - King‘s College London. В 1999 году член бундестага,председатель комитета по делам Европейского Союза. Экс Госсекретарь МИД Германии и заместитель министра обороны. Представитель Фонда имени Конрада Адэнауэра
    • Карл Гершман - президент национального фонда демократии США. Фото с сайта epochtimes.de
    • Германский дипломат и политик Андреас Майер-Ландрут - председатель правления Российско-германского форума в 1999 году. Глава представительства немецкого концерна Даймлер-Крайслер до 2002 года. Конник со стажем
    • С Богом и кальсонами - книга посла ФРГ в России Андреаса Майера-Ландрута,родившегося в Ревеле конника со стажем, Председателя Российско-германского форума, представителя Даймлер-Крайслер
    • Андрей Вдовин экс посол в Греции. Экс представитель РФ при Совете Европы. В 2009-2011 годах был послом по особым поручениям МИД России по связям с Русской православной церковью. В настоящее время на пенсии. Фото echo.msk.ru
    • В.Платонов - председатель Московской городской Думы несколько созывов. Президент Федерации дзюдо города Москвы. Лишился должности председателя МГД при мэре С.Собянине из Тюменской области. Отказался от докторской степени из-за расследований Диссернет (Яблоко). Заведующий кафедрой политических наук Российского университета дружбы народов
    • В.Лукин экс посол в США. Председатель комитета по международным отношениям ГД РФ в 1999 году, депутат от Яблоко. Экс уполномоченный по правам человека. фото old.lipetsktime.ru
    • Элла Памфилова Уполномоченный по правам человек, которую ввели в состав ЦИКа через месяц после моего обращения к ней о признаках политической деятельности НКО. Гражданская Восьмерка
    • Лауреат Нобелевской премии Роберт Солоу. Массачусетский технологический институт
    • Игорь Зырянов Мониторинг мирового кризиса в т.ч.Массачусетский технологический институт
    • Массачусет. Упоминание моих исследований из статьи "Кошмар» доллара: «Заговорщик» о «заговорщиках»…15 октября 2009 года

©Наталья Ярославова-Оболенская
22-23 марта 2016 года

Март 2016 года был отмечен в нефтяной столице Инвестиционным форумом Тюменской области, удивившим меня своей нумерацией «Третий», тогда как первый Инвестиционный форум прошёл в Тюменской области в 1997 году, чему посвящалось совместное распоряжение Губернатора Тюменской области Л.Рокецкого и Председателя Тюменской областной Думы Н.Барышникова ( N-ый предвыборный Инвестиционный форум в Тюмени).

Инвестиционные процессы обсуждались в Тюменской области с начала 90-х, но непосредственное общение инвесторов именно в формате Инвестиционного форума относится к 1997 году, когда началась работа над законом об Иностранных инвестициях, датируемым 9 июля 1999 года.

В Тюменской городской Думе, на год раньше, в 1998 году было принято «Положении о защите и гарантиях инвестиций и инвестиционной деятельности на территории города Тюмени». И тогда в нефтяной столице мы первые в России ввели, так называемую, «дедушкину поправку».

Это Положение разрабатывалось мною по поручению Председателя Тюменской городской Думы С.И.Сметанюка и я учитывала при работе над ним выводы своего исследования «Состояние и перспективы бизнеса города Тюмени» («Экономика ТЭКа и городов продолжит спускаться на дно пока у бизнеса не пройдет «амнезия»).

И «Положении о защите и гарантиях инвестиций и инвестиционной деятельности на территории города Тюмени», и исследование «Состояние и перспективы бизнеса города Тюмени» упоминаются в интервью С.И.Сметанюка «Во имя новой Европы» от 2-9 ноября 1999 года, опубликованном в экономическом еженедельнике Тюменской области «Сибирский посад».

В нем отражен и основной вывод этого моего исследования: Инвестиции в законотворческий процесс – преамбула инвестиций в экономику. В ходе совместной работы сначала я убеждала в этом С.И.Сметанюка. Потом это стало общей позицией.

«Во имя новой Европы» - интервью по итогам участия Председателя Тюменской городской Думы С.И.Сметанюка в Российско-германском форуме, который проходил в Берлине и Страсбурге в начале октября 1999 года.

И это был Инвестиционный форум, по его содержанию.

По приглашению Совета Европы в составе российской делегации были: председатель Тюменской городской Думы С.И.Сметанюк, председатель Московской городской Думы В.Платонов и председатель комитета по Международным отношениям в ГД РФ В.Лукин, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы А.Вдовин.

В ряду участников Российско-германского форума со стороны ЕС и Германии упоминается ряд важных в глобальном мире фигур, определяющих политику ЕС и в 2016 году.

Главный доклад делал Вольфганг Ишингер. Он назывался «Германия и Россия: сотрудничество во имя новой Европы». И рефрен этого словосочетания «Новая Европа» дал название интервью с С.И.Сметанюком в «Сибирском посаде».

Вольфанг Ишингер в настоящее время Председатель Мюнхенской конференции по безопасности

Он также член Наблюдательного совета YES - Ялтинской Европейской Стратегии - YES (Вольфганг Ишингер вошел в Наблюдательный совет YES)

Ещё один участник Инвестиционного форума в Страсбурге в 1999 году Фридберт Пфлюгер. Тогда его представляли членом бундестага, председателем комитета по делам Европейского Союза. Он также был Госсекретарем МИД Германии и заместителем министра обороны. Представитель Фонда имени Конрада Адэнауэра. В настоящее время Фридберт Пфлюгер возглавляет Европейский центр энергетической и ресурсной безопасности (EUCERS) в королевском колледже Лондона - King‘s College London.

В марте 2016 года в Баку Фридберт Пфлюгер был модератором IV глобального Бакинского форума: «Энергетическая безопасность и в чем заключаются перспективы глобального управления?» ( Панельное заседание на тему энергетической безопасности запомнилось интересными обсуждениями).

Тема демократии и прав человека задавалась в Страсбурге во вступительном слове г-на Вальтера Швиммера генерального секретаря Совета Европы. В настоящее время он председатель МКК МОФ «Диалог цивилизаций» в Вене (Вальтер Швиммер).

США на форуме представлял Карл Гершман - президента национального фонда демократии США (Карл Гершман ).

В Российско-германском инвестиционном форуме 1999 года принимал участие Андреас Майер-Ландрут - председатель правления Российско-германского форума. Он дважды был послом ФРГ в СССР. Жил в России полной жизнью. Даже встречался с Джуной (Джуна: Люди будут помнить меня и благодарить).

Председатель Российско-Германского форума родился в Ревеле (Таллин – Ревель – Колывань в День святого Николая Чудотворца и Адвент).

Прожил 12 лет в России, и после отставки также остался в России до 2002 года. Немецкий концерн «Даймлер-Крайслер» предложил ему возглавить российское представительство. Андреас Майер-Ландрут дипломат, но и конник со стажем. Вся его жизнь тесно переплетена с политикой и лошадьми. «Куда бы он ни приехал, он везде узнавал страну, что называется, «из седла» (Майер-Ландрут Андреас: Заядлый конник и успешный дипломат // №8(87) 2009 Автор: Е. Зима ).

Андреас Майер-Ландрут издал книгу о России "с залихватским названием" "С Богом и кальсонами".В марте 1957 года Андреас Майер-Ландрут приехал в Москву в только что открывшееся здесь посольство ФРГ.Один из его знакомых дал ему тогда такое напутствие: "Положитесь на Бога и не забудьте взять с собой теплые кальсоны". Отсюда и название книги ("Дед победительницы "Евровидения" рассказывает о своей московской жизни")

В Тюмени известно, что конным спортом занимался и Председатель Тюменской городской Думы С.И.Сметанюк, в настоящее время заместитель генерального директора АО «Транснефть – Сибирь», интервью которого после Российско-инвестиционного форума 1999 года я представляю в настоящей публикации. Он президент федерации конного спорта Тюменской области (Спорт-регион).

Российский участник форума В.Платонов – президент федерации дзюдо Москвы в настоящее время возглавляет кафедру политических наук Российского университета дружбы народов ( В.Платонов )

А.Вдовин в 2009-2011 годах был послом по особым поручениям МИД России по связям с Русской православной церковью (А.Вдовин)

А В.Лукина прочат на место Э.Памфиловой, которую ввели в состав ЦИК после того, как я сделала обращение на её имя (В связи с обращением омбудсмена Эллы Александровны Памфиловой, членов президентского совета по правам человека и политических партий по проекту закона об НКО и признаках их политической деятельности).

В статье упоминается лауреат Нобелевской премии Роберт Солоу и Массачусетский технологический институт. Это мой акцент. Обзор работ консалтинговых компаний в ТГД делался мною. По рекомендации С.И.Сметанюка я была экспертом комиссии по защите прав инвесторов в Государственной Думе РФ. А в 2011 году именно этот Массачусетский технологический институт принял участие в создании «Сколково».

«Во имя новой Европы» 2-9 ноября 1999 года

В начале октября в Берлине и Страсбурге прошел Российско-германский форум. По приглашению Совета Европы в составе российской делегации участие в нем принял кандидат социологических наук, председатель Тюменской городской Думы Сергей Сметанюк. Сегодня он отвечает на вопросы «СП»

- Сергей Иванович, какова ваша оценка перспектив развития российско-германских отношений по результатам участия в форуме ?

- О том, что сотрудничество между Россией и Германией взаимовыгодно для обеих стран и имеет благоприятные перспективы говорилось практически во всех выступлениях на форуме, в том числе, в приветственном обращении Вольфанга Ишингера - государственного секретаря министерства иностранных дел, Андреаса Майера-Ландрута - председателя правления Российско-германского форума, Фридберта Пфлюгера - члена бундестага, председателя комитета по делам Европейского Союза. Главное содержание этих выступлений отражает название доклада Вольфанга Ишингера: «Германия и Россия: сотрудничество во имя новой Европы».

Я обращу внимание на основной контекст: не только Германия для России или Россия для Германии, а сотрудничество Германии и России как позитивный и значимый процесс для всей Европы.

- В программе форума, наряду с проблемами глобальной экономики и различными аспектами сотрудничества Германии и России, достаточно много докладов было посвящено осмыслению опыта реформ в России, а также состоянию демократии и гражданского общества перед выборами. Если основная направленность форума, как это было анонсировано перед вашим отъездом, была инвестиционная, то почему столько внимания было уделено осмыслению в том числе и политической ситуации в России?

- При грамотном принятии инвестиционных решений осуществляется оценка не только экономических рисков, но и политических рисков, причем в достаточно широком диапазоне, от неблагоприятного изменения законодательства, в угоду определенному политическому популизму, до конкретных актов социального протеста, смены политических ориентиров и даже политического режима в регионе предполагаемого вложения инвестиций.

Очевидно, что любых потенциальных инвесторов интересует вопрос о том, не будут ли их инвестиции экспроприированы или не будут ли их инвестиционная деятельность и бизнес, связанный с этой деятельностью, поставлены в неравные, то есть в худшие условия в сравнении с иным бизнесом.

Основным выступающим по данной теме с российской стороны был депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель комитета по международным отношениям Владимир Лукин со специальным докладом «Демократия и гражданское общество в России накануне выборов»

- Вы упомянули о равенстве условий для инвестиционной деятельности. Что создает благоприятную почву для такого неравенства, существует ли такое неравенство в России и не является ли это «полное равенство» иллюзией, с которой мы уже однажды распрощались?

-Неравенство инвестиционных условий определяется неравенством условий для различного бизнеса, которое реально существует в России в настоящее время. Около года назад Тюменской городской Думой под руководством известного и авторитетного в нашем городе специалиста Натальи Борисовны Чистяковой-Ярославовой было проведено аналитическое исследование «Состояние и перспективы бизнеса в городе Тюмени». Исследование, в том числе, включало вопросы о самых прибыльных видах бизнеса в городе Тюмени. Самыми прибыльными видами деятельности, по оценкам экспертов, оказались: монопольный бизнес, привилегированный бизнес, бизнес, порожденный ошибками в реформировании экономики, а также бизнес, использующий несовершенное законодательство.

Под привилегированным бизнесом в данном исследовании подразумевался бизнес, получивший больше различных льгот и благоприятных условий, чем это требовалось для решения конкретной социальной задачи, под которую данные льготы предоставлялись.

Примером прибыльного бизнеса, порожденного ошибками в реформировании экономики, является, например, бизнес взаимозачетов. То, что это один из самых прибыльных видов деятельности не только в Тюмени, но и в России, подтверждается и оценками А.Чубайса, обнародованными им на личном сайте в Интернет, в ответах корреспондентам. При этом, он также, как и мы, признает что какое-то время взаимозачеты ещё вынужденно будут существовать до приведения в соответствие денежного и товарного оборота в России. Отмечался в нашем исследовании и тот факт, что противоречия в законодательстве являются базой для прибыльного бизнеса фирм, улаживающих конфликты, возникшие в связи с разночтением законодательства, между коммерческими структурами и контролирующими органами.

Я горд тем, что почти год спустя выводы исследования, проведенного Тюменской городской Думой, подтверждены экспертами международной компании McKinsey в рамках российского проекта , возглавляемого лауреатом Нобелевской премии по экономике профессором Массачусетского технологического института Робертом Солоу. Результаты исследования опубликованы в газете «Коммерсант» за 19 октября. Тенденции к монополизации бизнеса, неравные конкурентные условия - всё это отражено в итоговом отчёте. Однако главный вывод исследования McKinsey состоит в том, что российские проблемы отнюдь не катастрофичны и вполне могут быть решены без огромных инвестиций. … Отвечая же на вопрос о том, что надо делать в первую очередь, эксперты McKinsey называют ликвидацию противоречий в законодательстве, всё остальное - задачи второй очереди.

С учетом своего опыта участия в законотворческом процессе я бы ещё уточнил: совершенствование законотворческого процесса, включая все его этапы: от подготовки документа и его экспертизы до принятия документа и контроля за его «работоспособностью», т.е. за практикой его применения, а также оперативное внесение поправок в нормативные акты, требующие дальнейшего совершенствования.

Если же вспомнить мечту «о всеобщем равенстве», то я хочу заметить, что полного равенства , конечно, быть не может. Неравенство во внешности людей, например, от Бога или от природы, в зависимости от того, кто как для себя это трактует. Мы изначально, т.е. от рождения, не равны в росте, в красоте, в физических данных… Т.е идеальное равенство во всем – это, безусловно, утопия. Но вот равенство в правах и в равном применении закона ко всем гражданами к структурам, занимающимся бизнесом, конечно, реально возможно и опыт других стран это, несомненно, подтверждает.

- Можно ли так понять, что совершенствование законодательства и законотворческого процесса, в том числе и для привлечения инвестиций - это на настоящий момент первоочередная задача ?

-Безусловно, первоочередную роль в настоящее время имеет политическая стабильность в стране и совершенное прогрессивное законодательство.

Я обращу внимание на состав участников с российской стороны: Владимир Платонов – председатель Московской городской Думы, депутат Государственной Думы Владимир Лукин, которого я уже упоминал. То есть с российской стороны законодатели и представители институтов, занимающихся политическими и экономическими исследованиями, с германской стороны - представители власти и коммерческих структур, в том числе, банков, принимающих непосредственное участие в принятии решения об инвестициях.

- Вы упомянули о необходимости совершенствования законотворческого процесса. Если осознание необходимости этого присутствует и вы, как я поняла, знаете, как следует провести реорганизацию этого процесса, то что мешает вам начать такую реорганизацию ?

- Преобладает точка зрения, что структура, например, аппарата законодательного органа должна быть такой-то, что число сотрудников, участвующих в законотворческом процессе, должно быть минимизировано с целью экономии бюджетных средств. Идет постоянная манипуляция цифрами о средствах на содержание представительных органов власти. При этом расходы непосредственно на законотворческий процесс начинают делиться на число депутатов и толковаться как затраты налогоплательщиков на содержание депутатского корпуса. Это совсем другие расходы. Это фактически расходы на «производство нашего продукта», которым является закон.

Получается, что в угоду популизму мы экономим на том, на чем экономить нельзя, т.е. на нашем законодательстве. Сэкономив на малом, мы получили все беды российской экономики, как подтвердили уже упомянутые мною исследования.

Если переформулировать известный афоризм, то можно сказать: «Мы не настолько богаты, чтобы жить по «дешевым» законам».

Отсутствие инвестиций - прямой результат негативных процессов, присутствующих в настоящее время в российской экономике. Негатив в экономике это, в свою очередь, результат противоречивого законодательства. Круг замкнулся. Начинать надо с инвестиций в законотворческий процесс.

На всероссийской конференции «Пять лет региональному законодательству», которая состоялась в этом году в городе Тюмени, все корифеи в области законотворческого процесса сошлись в едином мнении, что закон должен разрабатываться только на основе заказа. Чиновники, государственные и муниципальные служащие не должны разрабатывать закон под себя, т.е. возводить свои правила в ранг закона. Для формирования этих заказав на разработку законов, сохранения и развития кадрового потенциала участников законотворческого процесса необходимы инвестиции. Эти инвестиции – преамбула инвестиций в экономику.

Я надеюсь, что скоро мы «наберем критическую массу», т.е. наступит тот «критический момент», когда сторонники приоритетного финансирования законотворческого процесса окажутся в большинстве.

- А мы обладаем необходимым кадровым потенциалом для законотворческого процесса?

- Я вам приведу оценки наших зарубежных партнеров. По их мнению, кадры и ресурсы – это единственное, что у нас осталось на настоящий момент. Наши кадры конкурентоспособны на мировом рынке.

- И все-таки несмотря на «бюджетный менталитет» выводы исследований Тюменской городской Думы нашли какое-то отражение в конкретных нормативных правовых актах ?

- Если говорить о финансовых ресурсах на нормативное и организационное обеспечение инвестиционного процесса в городе Тюмени, то в «Положение о защите и гарантиях инвестиций и инвестиционной деятельности на территории города Тюмени» мы включили специальный блок , координирующий бюджетный и инвестиционные процессы, а также определили, что расходы на организацию инвестиционной деятельности должны ежегодно планироваться в бюджете и не могут составлять менее 0,3 процента от суммы планируемых доходов бюджета.

В данное положение об инвестициях также включена так называемая «дедушкина поправка», которая является критерием прогрессивности инвестиционного законодательства в любой стране мира. Её суть в том, что действие вновь принятых нормативно-правовых актов города, ухудшающих инвестиционные условия или делающих их менее льготными, не распространяется на инвестиционные проекты, находящиеся в стадии реализации, до истечения проектного срока их окупаемости. К сожалению, такая норма пока отсутствует в федеральном законодательстве, так что наше опережающее прогрессивное мышление в данном случае ещё не принесло ожидаемого результата по независящим от нас причинам.

-В Страсбурге инвестиционная тема была продолжена?

- Основная тема всех дискуссий в Страсбурге - демократия и права человека. Эта тема была задана во вступительном слове г-на Вальтера Швиммера, генерального секретаря Совета Европы, в выступлениях г-на Андрея Вдовина, постоянного представителя Российской Федерации при Совете Европы, г-на Карла Гершмана , президента национального фонда демократии США, а также в выступлениях других участников. Я уже отмечал, что одним из важнейших условий для привлечения инвестиций является равенство условий для бизнеса, т.е. одинаковое применение законов в отношении всех участников коммерческой деятельности и равенство прав участников этой деятельности, закрепленное в законе. Соблюдение «прав предприятий» или иначе «прав инвесторов» - это составная часть демократии.

- Знакомились ли вы с практическим опытом привлечения инвестиций, например, в странах, где «история экономики» аналогична нашей ?

- На форуме обсуждался опыт инвестиций в Восточной Германии. Инвестиционный процесс идет очень интенсивно и сами инвестиции успешны. Успех инвестиций объясняется, наряду с прочим, тем, что они с самого начала осуществлялись в условиях успешно апробированного, прогрессивного, и, конечно, не столь противоречивого, как наше, законодательства. Второй фактор. Для Восточной Германии, после её объединения, это уже внутренние инвестиции, которые не ведут к росту внешнего долга, как это происходит в России при привлечении внешних инвестиций.

После форума, я убежден, эти перспективы благоприятны.

Отсутствие инвестиций - это в большей степени не проблема отсутствия инвестиционных ресурсов как таковых, а проблема нашего законодательства. По прогнозам зарубежных бизнесменов, в России в 2000 году можно ожидать значительного оживления экономики. Я напомню главный вывод международной консалтинговой компании в рамках российского проекта, возглавляемого лауреатом Нобелевской премии по экономике профессором Массачусетского технологического института Робертом Солоу: «Российские проблемы отнюдь не катастрофичны и вполне могут быть решены без огромных инвестиций». Главное - законодательство. Поэтому наше будущее в наших руках.

Все материалы раздела «Новости, комментарии, ремарки»

Реклама


© Авторские права на идею сайта, концепцию сайта, рубрики сайта, содержание материалов сайта (за исключением материалов внешних авторов) принадлежат Наталье Ярославовой-Оболенской.

Создание сайта — ЭЛКОС